Открытый урок по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Фразеология — богатство русского народа.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Тема: «Фразеология – богатство русского народа»
Специальность: специальности СПО
Находка, 2015

Методическая разработка урока предназначена для проведения учебного занятия по теме «Фразеология – богатство русского народа по дисциплине «Русский язык и культура речи» со студентами, обучающимися по специальностям СПО, и может быть использована преподавателями при подготовке к занятиям по данной дисциплине.
Методическая разработка рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии цикла гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин УГС 050000, 080000, 030000.
Разработчик: И.В. Черномашенцева, преподаватель КГБПОУ «НГГПК»
Протокол № ________от «___» ______________ 2015 года
Председатель ПЦКС.К.Исаченко
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Методический блок
5
Список литературы

Приложения
8
9
Пояснительная записка
Изучение фразеологии тесно связано с вопросами культуры речи и речевой коммуникации. Изучение фразеологии на занятиях по русскому языку и культуре речи – это средство повышения речевой культуры студентов, обогащение активного фразеологического запаса и формирование коммуникативной и информационной компетенции.
Методическая разработка урока предназначена для проведения учебного занятия по теме «Фразеология – богатство русского народа» по дисциплине «Русский язык и культура речи» со студентами, обучающимися по специальностям СПО, и может быть использована преподавателями при подготовке к занятиям по данной дисциплине.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Фразеология – богатство русского народа».
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний
Время: 45 минут
Цели занятия:
Учебные:
Изучить:
- содержание понятия «фразеологизм»;
- фразеологические единицы русского языка;
- происхождение фразеологизмов;
- синонимические и антонимические пары фразеологизмов.
Научиться правильно использовать фразеологизмы в речи.
Пополнить фразеологический словарик учащихся;
Развивающие:
развивать внимание, память, познавательные способности;
развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательные:
формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
сформировать интерес к учебной дисциплине.
Планируемые результаты обучения.
Студенты должны знать:
- фразеологические единицы языка;
- ошибки в употреблении фразеологизмов;
- сходство и различие со словом и словосочетанием;
- синонимию, антонимию фразеологизмов;
- происхождение некоторых фразеологизмов.
Студенты должны уметь:
- пользоваться фразеологическими средствами языка;
- пользоваться фразеологическим словарем;
- определять лексическое значение фразеологизма;
- подбирать к фразеологизму синонимы и антонимы;
- находить фразеологизмы в тексте;
- правильно использовать фразеологизмы в речи.
Методическая цель: показать технологию проведения урока изучения и первичного закрепления знаний .
Межпредметные связи: обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи, литературы;
Внутрипредметные связи: лексика русского языка, история возникновения фразеологизмов.
Оборудование: проектор, компьютер, наглядные пособия.
Основные понятия, впервые вводимые на уроке: фразеология, фразеологизм, фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, афоризм, крылатое выражение, пословица, поговорка.
Ход занятия.
№ Время
(мин.) Элементы занятия.
Учебные вопросы.
Формы и методы обучения.
Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.
1. Организационный момент. 1 Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Выявление отсутствующих. Староста группы сообщает сведения об отсутствующих.
2.Мотивация к изучению новой темы.
5 Употребление фразеологизмов делает речь не просто грамотной, но и образной, выразительной, придает «пикантность», остроумность; свидетельствует о богатстве лексикона говорящего. Все это является еще одним немаловажным условием в формировании коммуникативной компетенции образованного человека и грамотного работника. Студенты записывают тему занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.
3. Объяснение нового теоретического материала
22 Презентация к уроку «Фразеология – богатство русского народа». (Приложение 1).
Понятие фразеологии и фразеологизма
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Виды фразеологизмов
Сфера употребления фразеологизмов
История возникновения фразеологизмов Студенты конспектируют теоретический материал
Закрепление новых знаний.
1
2
10
8
Задание на узнавание фразеологизмов.
Разминка. «Немое кино. Оживи фразеологизм» (Приложение 2)
Задание на узнавание крылатых выражений и афоризмов.
Просмотр видеоролика. (на диске)
Ведущий студент показывает, записанный на карточке, фразеологизм. Остальные коллективно отгадывают.
Студенты по ходу просмотра записывают фразеологизмы. По окончании просмотра подсчитывают их количество. Преподаватель выявляет победителя.
Подведение итогов занятия
1
2 2
2 Рефлексия занятия
Что нового вы узнали?
Что было трудным для вас?
Оцените свое настроение?
Объяснение домашнего задания: составить рассказ о себе с использованием не менее 10 фразеологизмов. Студенты отмечают удачные моменты и те, которые вызвали затруднения.
Записывают домашнее задание.
Список использованной литературы
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 2010.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Мультимедиа технологии-М. 2003.
3.Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М., 2007.
4. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. С-П 2007-10-03
5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова Л. Просвещение. 2008.
6. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц / А. И. Фёдоров. — 3-е изд., испр. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 878 с.
7. Ушакова О.Д. Почему так говорят. С-П. Литера. 2007.
8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь / П.Я. Черных. М., 1993.
9.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Жизнь русского слова.- М.,2006г.
Приложение 1
Презентация к уроку
Приложение 2
Задания на узнавание фразеологизмов.
Разминка: «Немое кино. Оживи фразеологизм»
Задание: показать без слов фразеологизм
Брать себя в руки
Спустя рукава
Делать из мухи слона
Сматывать удочки
Как корова языком слизала
Денег куры не клюют
Водить за нос
Обвести вокруг пальца
Кот наплакал