Статья «Системно — деятельностный подход в начальной школе как одно из условий повышения качества образования»

Т.П.Ильина, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»
«Системно - деятельностный подход в начальной школе как одно из условий повышения качества образования»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача нового образовательного стандарта.
Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Я работаю по ОС «Школа 2100», цель которой - формирование функционально грамотной личности. Для достижения этой цели использую технологию деятельностного подхода.
Системно - деятельностный подход позволяет решить ряд актуальных управленческих задач: системность, достаточная полнота и эффективность формирования УУД и умения учиться в целом (обеспечивает высокое качество и системность
реализации ФГОС), обеспечивает поэтапный переход к новому способу обучения по индивидуальной траектории саморазвития и открывает путь к построению единого образовательного пространства школы.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии демонстрационно-наглядного метода (традиционного) обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.
Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:
придаёт результатам образования социально и личностно значимый характер;
даёт более гибкое и прочное усвоение знаний учащимся, возможность дифференцированного обучения;
существенно повышает мотивацию и интерес к учению;
обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Что важно знать и уметь учителю начальной школы?
знать принципы деятельностного подхода;
уметь реализовать его на практике;
освоить новую систему оценивания – критериальную;
освоить принципы организации диалога на уроке.
В учебной деятельности школьников выделяется пять основных компонентов –
учебно-познавательные мотивы (осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»);
действие целеполагания («что я должен сделать»: выбор средств и методов);
планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
решение задач;
рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Самостоятельность и есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. Даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Уроки с применением технологии РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Приёмы технологии РКМ на уроках в начальной школе:
1) Инсерт
Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Этапы Инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
2) Мозговая атака. Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: обмен информацией.
3) Групповая дискуссия.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
а) уважение к различным точкам зрения ее участников;
б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
  Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
4) Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле по данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей.
5) Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
6) Эссе.
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
Различают 5-минутное, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
7) Ключевые термины.
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
8) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Применение приёмов РКМ способствует повышению качества образования.
Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.