Использование ИКТ технологий как средство повышения качества обучения учащихся на уроках математики и информатики


Использование ИКТ технологий как средство повышения качества обучения учащихся на уроках математики и информатики
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного школьного образования, возможность развить исследовательские и творческие компетенции. [ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, Астана, 2016 год]
Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и повышения качества знаний.
Использование ИКТ – технологий приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
Выбор технологии зависит и от этапа урока, и от предмета, от сложности темы, а также подготовленности класса. Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. В своей работе использую следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:
тренировочные упражнения. К компьютерному тестированию у детей появилось совсем другое отношение: они видят сразу оценку, поставленную компьютером, а не учителем, и понимают что это то, что они заработали. Что позволяет мне значительно повысить усвоения знаний, выработать определенный навык.

работа с электронным учебником с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами, для детей с пониженной мотивацией к предмету.

Информационные технологии использую при решении устных заданий, при изучении нового материала, для закрепления пройденного, отработке учебных умений и навыков, для обобщения и систематизации знаний, контроле знаний. В качестве домашнего задания учащимся предлагаю подобрать информацию, подготовить доклад, презентацию на определенную тему.
Я считаю, что работа над созданием презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата.
Очень эффективно применять ИКТ технологии на уроках геометрии и стереометрии, поскольку это позволяет представить пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.

Уроки с использованием ИКТ технологий эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.
Информационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делают работу учителя более продуктивной, поскольку экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
личностно-ориентированное обучение;
создать условия для развития самостоятельности учащихся;
повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации);
Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи:
развитие критичности и самостоятельности мышления;
развитие логического мышления;
тренировка памяти;
формирование навыков вариативного мышления;
эвристическое мышление.
Курс 7-9 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:
тренинг мышления решением нестандартных задач;
развитие ассоциативного, образного мышления;
обучение приемам и методам фантазирования.
Эффективность обучения с применением ИКТ может быть достигнута лишь в том случае, если сам учитель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения. Так же понимаю, что использование ИКТ не решит всех проблем моментально. Рекомендую, ни в коем случае не следует увлекаться набором различных приемов и способов организации учебной работы: только согласованность и логичность отбора позволит создать целостность и завершенность урока, а использование информационных технологий повысить качество обучения по предметам математика и информатика.