Дополнительная образовательная программа «Махаббат», для детей 10-13 лет


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»

Утверждено
на заседании
педагогического совета
Протокол № __ от _______


Дополнительная образовательная программа





Дополнительная образовательная программа «Махаббат» рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет.




Срок реализации дополнительной образовательной программы «Махаббат» -1 год

Авторы дополнительной образовательной программы
«Махаббат» - Илюсизова А.С.

Дополнительная образовательная программа «Махаббат» реализуется в МБОУ Гостеприимная СОШ

Дополнительная образовательная программа «Махаббат» разработана в 2012 году






·. Пояснительная записка

Человек, не знающий и не любящий свою культуру,
не уважает культуру других народов.
Народная пословица


Актуальность
Одним из ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является признание его ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Указывая, на роль воспитания И. Ильин отмечал: «Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры»
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды.. культура народа отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Цель программы:
приобщение детей школьного возраста, к культуре казахского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
реализация языковой практики, через устную речь, песни, пословицы и поговорки, фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова и литературу.
Задачи:
Развивать элементарные представления об истории и культуре
Знакомить с произведениями предметами быта и народного фольклора.
Воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям народа.
Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.
Обучающая:
Расширять познание в области устного народного творчества.
Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории казахского народа.
Развивающая:
Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.
Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.
Развитие творческих, художественных и познавательных способностей воспитанников на основе ознакомления дошкольников с особенностями национальной культуры.
Развитие умения общаться на родном языке.
Воспитательная:
Формирование основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных традиций.
Формирование основы национального самосознания.

Содержание дополнительной образовательной программы «Махаббат» предусматривает различные формы организации кружковой работы. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах.
Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жил казахский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой казахского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.
БЛОК «Народное творчество» - устное, литературное и певческое.
БЛОК «Национальные традиции казахского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.
БЛОК «Общение на родном языке»- закрепление всего пройденного материала.
При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.
Прогнозируемые результаты:
Знать основы казахской грамматики.
Знать историю казахского народа.
Иметь представление о традициях и обычаях казахского народа.
Уметь применить полученные знания в практической деятельности.
Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят чувства любви и уважения к своему краю, к национальным традициям и национальной культуре, осознание сопричастности с жизнью родного поселка, организация совместной деятельности родителей и детей.

·
·. Учебно-тематический план

БЛОК «Народное творчество» (Устное народное творчество, литературное и певческое творчество)
№ п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе




теория
практика

1
Вводное занятие
2
·
1
1

2
Грамматика в таблицах
4
2
2

3
Казахский алфавит
6
3
3

4
Давайте знакомится
4
2
2

5
Моя семья
4
2
2

6
Мой дом
4
2
2

7
Моё село
2
1
1

8
Времена года
2
1
1

9
Домашние животные
2
1
1

10
Дикие животные
2
1
1

11
Казахские легенды
2
1
1

12
Казахские пословицы ,поговорки, загадки
2
1
1

13
Народное искусство (орнамент)
2
1
1

14
Казахские имена
2
1
1

15
Казахские народные инструменты
2
1
1

ИТОГО:
42
21
21







БЛОК «Национальные традиции казахского народа» (Народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, национальная одежда)
№ п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе




теория
практика

1
Традиции и обычаи казахского народа
4
2
2

2
Быт и обряды казахского народа
4
2
2

3
Казахские народные игры и танцы
4
2
2

4
Казахский национальный костюм и предметы быта
4
2
2

ИТОГО:
16
8
8


БЛОК «Общение на родном языке»
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
В том числе




теория
практика

1
Основы этики казахского народа
2
1
1

2
Разучивание стихов и песен
6

6

3
Итоговое занятие. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.
2

2

ИТОГО:
10
1
9



·
·
·. Содержание программы

Кол зан
Тема занятий
Цели и задачи
Практическая часть занятий

2
Вводное занятие
-Ввести школьников в мир культуры и быта казахского народа,
-Познакомить с костюмами и предметами быта.
-Привить любовь и уважение к традициям народа.
Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа.
-Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, к родному языку, культуре казахского народа
-Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа;
-Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного села
-Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.
Беседа.

4
Грамматика в таблицах


-Работа с источниками информации по поиску и отбору материала

-Лекция.

-Презентация "Культура и традиции казахского народа".

-Изготовление макетов юрт и национальных костюмов

-Совместная работа родителей и детей.

-Изготовление декоративного панно с казахскими орнаментами

6
Казахский алфавит



4
Давайте знакомится



4
Моя семья



4
Мой дом



2
Моё село



2
Времена года



2
Домашние животные



2
Дикие животные



2
Казахские легенды



2
Казахские пословицы, поговорки и загадки



2
Народное искусство (орнамент)



2
Казахские имена



2
Казахские народные инструменты



4
Традиции и обычаи казахов



4
Быт и обряды казахского народа



4
Казахские народные игры и танцы



4
Казахский национальный костюм и предметы быта



2
Основы этики казахского народа
Расширить знания учащихся об этикете
Презентация

6
Разучивание стихов и песен
-Развитие творческих способностей
-Подготовить с учащимися концерт
-Поощрить успешно занимавшихся учащихся.
Репетиции.
Концерт.


2
Итоговое занятие.








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 2 астрономических часа (90 минут).
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать о себе», познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретенных новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Основные виды деятельности:
-беседы;
-игровые виды деятельности;
-выразительное чтение;
-изготовление макетов предметов быта.


Средства, необходимые для реализации программы:

Учебный кабинет;
Материалы: тетради, ручки
Наглядность: детали национальных костюмов, обуви, национальные блюда.
ТСО: магнитофон, кассеты с популярной казахской музыкой.
Компьютер, оснащенный звуковыми колонками.
Использование сети Интернет.
Школьная библиотека.
Материальная база для создания костюмов и декораций.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А. Б. Керейбаев. Газета «Лик степи».
Традиции и обычаи казахского народа. 1994 год. Алма-Ата  изд-во «Рауан»
« Этикет кочевых народов» К.Азербаева
Земля сибирская, дальневосточная. Журнал 7/8 1992 год. –
Ш.К. Ахметова Этнокультурные связи. Новосибирск 2002 год
Грамматика в таблицах (табл 1-16)
Учебник казахского языка «Казак тiлi»





































Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Дата
Тема
Кол час
теор
практ

1
20.09
Вводное занятие
2
1
1

2
27.09
Грамматика в таблицах
2
1
1

3
4.10
Грамматика в таблицах
2
1
1

4
11.10
Казахский алфавит
2
1
1

5
18.10
Казахский алфавит
2
1
1

6
25.10
Казахский алфавит
2
1
1

7
2.11
Давайте знакомится
2
1
1

8
9.11
Давайте знакомится
2
1
1

9
16.11
Моя семья
2
1
1

10
23.11
Моя семья
2
1
1

11
30.11
Мой дом
2
1
1

12
6.12
Мой дом
2
1
1

13
13.12
Моё село
2
1
1

14
20.12
Времена года
2
1
1

15
27.12
Домашние животные
2
1
1

16
10.01
Дикие животные
2
1
1

17
17.01
Казахские легенды
2
1
1

18
24.01
Казахские пословицы, поговорки, загадки
2
1
1

19
31.01
Народное искусство (орнамент)
2
1
1

20
7.02
Казахские имена
2
1
1

21
14.02
Казахские народные инструменты
2
1
1

22
21.02
Традиции и обычаи казахского народа
2
1
1

23
28.02
Традиции и обычаи казахского народа
2
1
1

24
7.03
Быт и обряды казахского народа
2
1
1

25
14.03
Быт и обряды казахского народа
2
1
1

26
21.03
Казахские народные игры и танцы
2
1
1

27
28.03
Казахские народные игры и танцы
2
1
1

28
4.04
Казахский национальный костюм и предметы быта
2
1
1

29
11.04
Казахский национальный костюм и предметы быта
2
1
1

30
18.04
Основы этики казахского народа
2
1
1

31
25.04
Разучивание стихов и песен
2

2

32
2.05
Разучивание стихов и песен
2

2

33
16.05
Разучивание стихов и песен
2

2

34
23.03
Итоговое занятие. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.
2

2


Всего:

68
30
38












Заголовок 1 Заголовок 215