Дополнительная образовательная программа по музыке для детей 5-7 лет


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» общеразвивающего вида


«Утверждено»
заведующая МБДОУ
_________/Жерлицина Л.В./

Приказ от 3.09.2012 г. № 3


«ДОМИСОЛЬКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ




Составила ПОТОЦКАЯ Т.В.
Музыкальный руководитель





ст. Гиагинская
2012г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема разработки образовательных программ, в том числе музыкальных, для детей раннего возраста, остается в настоящее время весьма актуальной, поскольку продолжается процесс обновления качества
музыкального образования детей.
Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на развитие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку современная наука признает раннее детство периодом успешного развития музыкальных способностей, изначально заложенных в ребенке.
Последовательно задачи музыкального воспитания и развития детей раннего возраста трансформируются в задачи музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, т.е. в задачи музыкального образования детей.
Данная разработка программы опирается на следующие теоретические положения:
теория Д. В. Эльконина и А. Я Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности для развития ребенка;
теории А. В Запорожца:
- о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии
с чем основной линией развития ребенка является амплификация
(обогащение) его развития наиболее значимыми для ребенка формами
и способами деятельности;
- о специфических видах детской деятельности и их роли в развитии
ребенка;
- о взаимосвязи обучения и творчества;
теория Л. С Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и
взрослыми как важнейшем условии вхождении его в человеческую куль-
туру;
теория Б. М Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии
музыкальных способностей;
теории Н. А. Ветлугиной:
- о художественно-образной основе музыкальной деятельности до-
школьников;
- о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей
дошкольного возраста.
Эта программа соответствует современным требованиям к
образовательной программе. В ней учтены и представлены все необходимые составляющие:
- программа носит развивающий характер, ориентирована на логическое
системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной
культуры в процессе овладения им детской музыкальной деятельностью,
без углубления в тематику какого-либо раздела;
- содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка.

Основной целью данной программы является раннее приобщение детей к музыке и творческому процессу музицирования, сопровождающимися положительными эмоциями и устойчивым интересом.

Задачи программы .

1. Развитие коммуникативных способностей детей (общение, установление контакта с детьми, их социальная адаптация в группе).
2. Приобщение детей к наследию мировой музыкальной культуры прошлого и современности.
3. Знакомство с многообразием жанров музыки в доступной и интересной форме.
4. Воспитание вокально-интонационных навыков, чувства метроритма, а также развитие тембрового и звуковысотного слуха.
5. Приобретение элементарных сведений музыкальной грамоты.
6. Исследование различных способов получения звука и приобретение первоначальных навыков игры на шумовых и ударных инструментах, а также изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, металлических и др.).
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов.
Особенностью программы «Домисолька» является общий замысел и единые задачи музыкального и ритмического занятий. С учетом этого построено каждое занятие.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Первые шаги в музыке, первые впечатления... Каким будет занятие музыки - полным сказок, приключений, игр, выдумок или скучным и утомительным? От первых впечатлений зависит дальнейший путь маленького музыканта. Работа с учащимися дошкольного возраста, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, так как первый учитель закладывает фундамент будущего отношения к музыке.
Раннее детство - период, когда ребенок растет и развивается, с интересом познает окружающий мир. Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка - это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности, - идеальный период для развития его музыкальности. Слушание музыки должно начаться при рождении, а формальное обучение - уже в 3-4 года, хотя, на самом деле, поздно не бывает никогда. Ребенок растет и развивается в языковой среде. Почему бы не сделать музыку таким же необходимым окружением ребенка?
Практика показывает, что успех начального музыкального обучения ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять какое-либо задание. Поэтому нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса к дальнейшему развитию и совершенствованию.
В чем же реализуется принцип удовольствия? Конечно, в игре. Игра является ведущим видом деятельности в раннем детстве. Именно игра доставляет удовольствие, становится лучшим выбором для ребенка. Делая выбор, человек (в данном случае ребенок) осуществляет процесс саморазвития. Это достижение есть психологическое отражение того, что идет от природы, движение к становлению способностей и возможностей человека. Педагог-философ нашего времени III. Амонашвили в книге «Размышление о гуманной педагогике» написал о попытках взрослых идти против природы детей прямо и жестко: «Ребенок наследует от Природы не только задатки, но и мудрого "человека-наставника", которому поручено руководить его деятельностью и развитием. Природа не доверяла и не может доверить свое уникальное творение только заботам взрослых, будь они родители, учителя или другие люди».
Когда мы идем наперекор интересам и возможностям детей, они разными способами сопротивляются: шалят и скучают, делают вид, что учатся, притворяются, что им интересно, чтобы угодить нам, взрослым. Как известно, принуждение рождает сопротивление, которое ведет к еще большему принуждению. Круг замыкается, и из него для учителя есть только один выход - удовольствие и интерес ученика. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в процессе активного общения с музыкой, вряд ли в дальнейшем испытает потребность слушать классическую музыку.
Для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Превратить искусство в игру, а игру в искусство позволяют их общие корни. Содержащиеся в таком уроке специальные учебные задачи сочетают игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного с другим на основе творческого подхода. Учитывая очень юный возраст детей, можно утверждать, что наиболее продуктивной и интересной основой урока призвана служить сказка.
Звуки и музыка являются поводом для игры, фантазии и сказки, дыхание которых живет в любом искусстве, даже самом серьезном. Здесь выдвигается и реализуется идея об особом типе урока, который определяется как музыкально-дидактическая игра. В данном случае речь идет о целенаправленной игре, которая подчинена достижению запланированного педагогом, но все-таки игрового результата. В процессе игры происходит творческое освоение музыкальной науки. И урок становится творческим музицированием. Ничем иным он быть и не может на начальном этапе обучения, если воспринимать детей как веселых и шутливых малышей, а не титанов мысли.
Игровой характер урока не означает анархии в его организации, как раз наоборот. Педагог планирует общий ход урока, но имеет в виду элементы спонтанности и импровизационности, без которых невозможен урок с маленькими учениками. Детям нужно давать возможность выражать свои мысли, чувства, эмоции, и если вдруг малыши поворачивают ход урока в незапланированное русло, педагогу следует быть психологически готовым к этому и адекватно реагировать на любую неожиданность, иногда даже продолжать «играть» по правилам детей (помня о маленьком «мудром» человеке, живущем в каждом ребенке).
Смысл действий педагога в процессе моделирования занятия состоит в том, чтобы выраженные в словах мысли перевести в чувственные образы, как бы спуститься или, наоборот, подняться к ребенку, к архаическим образным - формам восприятия. Об этом еще сто лет назад писал известный математик Л. Пуанкаре: «Размышлять о том, каким образом лучше внедрить новые понятия в девственный ум ребенка, - значит, в то же время размышлять о том, каким образом эти понятия были приобретены нашими предками...»
Главное - нужно вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям. Детям необходимо творить и переживать, участвовать самим, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием личного опыта, надо «попробовать» самим «пребывать в ней», а не догадываться самому - петь, играть, танцевать, придумывать и изменять. А педагогу играть, танцевать и петь вместе с детьми. При этом необходимо сохранять равновесие между различными формами работы и заданиями на занятии. Темп чередования отдельных видов работ и темп речи педагога должны быть подвижными. Дети любят, когда с ними говорят довольно быстро, их «завораживает» разнообразие, яркость, калейдоскопичность и отталкивает медлительность, однообразие и скука. Именно поэтому каждый урок должен быть ярким, новым и неповторимым. Новый сюжет должен быть той изюминкой, которая завладеет вниманием ребенка.
Программа «Домисолька» предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
1) красочные иллюстрации сказок;
2) репродукции картин художников;
3) игрушки, поделки;
4) музыкальные инструменты;
5) аудиоматериалы;
6) дидактический материал.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность детей.
В основу программы легли следующие методические принципы:
- принцип полноты и целостности музыкального образования детей (совокупность знаний, умений и навыков по всем вилам музыкальной деятельности, их органическая взаимосвязь);
- принцип последовательности (логичное постепенное усложнение задач музыкального образования и содержания музыкального репертуара);
- принцип развивающего обучения (ориентация на «зону ближайшего развития ребенка»);
- принцип соотношения музыкального материала с природным календарем (музыкальный материал выстроен в соответствии с временами года);
- принцип партнерства (доброжелательное, приветливое отношение, доминирование понятия «вместе»).

Музыкальное занятие, согласно предлагаемой программой структуре, имеет четкое построение:
1) развивающие игры;
2)слушание музыки;
3) пение;
4) развитие чувства ритма, творческое музицирование;
5) музыкально-ритмические движения;
6) игры, хороводы, пляски.

Слушание музыки
С целью лучшего восприятия музыки для детей необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и понятным образным содержанием. Во время исполнения желательно применять соответствующие музыке иллюстрации, репродукции картин, игрушки и другие наглядные пособия. Для лучшего «вхождения» в музыку можно использовать стихи или небольшие рассказы. Большое значение имеет звучание музыки в «живом» исполнении.

Пение
Это один из основных видов музыкальной деятельности на занятии. Песенный репертуар должен, в первую очередь, приносить ребенку радость и удовольствие. Желательно, чтобы песни были доступными по содержанию, имели несложную, запоминающуюся мелодию. Диапазон песен должен соответствовать возрастным возможностям ребенка. По возможности, следует использовать в работе популярные и любимые детьми песенки из мультфильмов, а также знакомить с произведениями современных авторов. Как вариант, можно применять пение под фонограмму.

Развитие чувства ритма, творческое музицирование
Упражнения на развитие чувства ритма должны быть включены в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть, И в то же время они являются одним из самых интересных разделов, позволяющих подключать к работе воображение и фантазию ребенка. Освоение ритмических рисунков и изучение длительностей следует проводить в игровой форме. Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах. Отхлопывать и отбивать ритм можно не только на ладошках и ударных инструментах, но и по коленям, по животику, по щечкам, пальчиками по столу и т. д. Для лучшего усвоения предлагаемого материала желательно использовать карточки, игрушки или картинки. Каждое задание на развитие чувства ритма должно обязательно закрепляться. Педагог, по своему усмотрению, может его видоизменять, варьировать, либо усложнять.

Музыкально-ритмические движения.
Этот раздел включает в себя следующие виды движений:
1) Общеразвивающие. Являются обязательными на всех музыкальных занятиях (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук, гимнастические движения с предметами). Именно они помогают закреплению таких понятий, как пульс музыки, ее ритм и метр, а также способствуют развитию координации.
2) Танцевальные (притопы, приставной и переменный шаги, подскоки и др.). Составляют основу при разучивании танцев.
3) Имитационные. Представляют собой имитацию различных движений и действий птиц, зверей, людей, транспортных средств и т. д. являются материалом для развития воображения и творческой активности.
Возможно использование ритмизированных игр, считалочек и стишков с декламацией во взаимодействии с вышеперечисленными упражнениями.
Занятия ритмопластикой вырабатывают такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.

Игры, хороводы, пляски.
Этот вид деятельности любят дети всех возрастов. Движение под музыку не только развивает пластику детей, но и способствует раскрепощению, формированию ощущения свободы и уверенности, что немаловажно для становления личности ребенка.
Разучивание плясок и танцев - довольно длительный процесс, но отработка движений не должна стать скучным процессом. Поэтому важно делать это в игровой, сказочной форме или чередуя с веселыми, легкими ролевыми играми. Также педагогу необходимо учитывать важность включения в урок элементов фантазии и импровизационности.
В хороводах, наряду с показом движений педагогом, обязательным является и его пение. Детям достаточно лишь подпевать. Главное чувствовать характер и ритмическую пульсацию музыки.
Для детей 5-6 лет можно включать в программу занятий современные танцы с использованием фонограмм, а также танцы с элементами театрального представления.
Вся работа по музыкальному воспитанию детей проводится в тесной взаимосвязи с прикладным творчеством (поделки из пластилина, глины, бумаги, рисование), а также параллельным развитием речи и таких процессов, как мышление, воображения, восприятие, внимание, память, произвольное поведение. Во время таких комплексных занятий у детей расширяется кругозор, формируется богатый внутренний духовный мир. Помощником комплексных занятий, сочетающих в себе «науку музыки» с игрой, фантазией и радостью, является сказка. Благодаря сказке, каждое занятие становится праздником, на котором непременно торжествует добро и красота.
Программа «Домисолька» - лишнее подтверждение того, что вхождение в мир музыки может стать для каждого ребенка радостным и незабываемым событием.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Задачи психологические
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, образного восприятия окружающего мира и мира музыки.
2. Развитие творческого воображения, произвольной памяти.
Формирование самосознания, самоконтроля
3. Поддерживание интереса к содержанию эмоционально-насыщенной деятельности и мотивации достижение.
4. Развитие осмысленного восприятия.

Задачи музыкальные
1. Накопление музыкальных впечатлений и исследование звучащего окружающего мира. Слушание музыки и звуков природы, как в живом исполнении, так и в записи.
2. Знакомство с основными музыкальными жанрами (маршем, танцем, песней).
3. Знакомство в занимательной форме с некоторыми группами инструментов (клавишных и ударных).
4. Побуждение к образным и свободным импровизациям на ударных инструментах. Создание шумового оркестра из нескольких групп инструментов. Умение играть по очереди и вместе по жесту дирижера (педагога).
5. Работа над свободным дыханием и правильной фразировкой при пении. Формирование начальных навыков интонирования.
6. Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте. Усложнение вариантов воспроизведения заданных ритмических рисунков (например, 1-я группа детей - исполнение четвертями, 2-я группа -восьмыми).
7. Усвоение простейших музыкальных понятий: «медленно» и «быстро» (темпы музыкального произведения), «мажор» - «минор», «регистры звучания» (высокий, средний, низкий), «forte» - «piano» (динамические нюансы), «длительности» (четверти и восьмые).
8. Знакомство с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», терция - «кошечка», септима - «змея», октава - «солнышко»).
9. Развитие слухового внимания: определять на слух и чувствовать музыкальную фразу (конец-начало); предслышать и определять хлопком окончание музыкального построения; воспринимать куплетную форму, реагировать на понятия «запев» и «припев», «вступление» и «заключение», «мелодия» и «аккомпанемент».

Задачи двигательные
1. Закрепление и совершенствование всех основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки).
2. Изучение шагов: на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с высоким подъемом ноги, простой хороводный шаг, переменный шаг. дробный шаг, шаг с припаданием, шаг польки, вальсовая дорожка.
2. Тренировка поднимания на полупальцах в сочетании с полуприседаниями.
3. Изучение движений головы:
- повороты направо-налево:
- вверх-вниз;
- наклоны в сторону с различной амплитудой.
4. Двигательная подготовка к пляскам, разучивание основных танцевальных движений:
- «пружинки»:
- боковой и прямой галоп;
- элементы русской пляски (притопы; переменные притопы; притопы двумя ногами поочередно; «ковырялочка», «качалочка», «козлик» и др.).
5. Разучивание движений рук;
- хлопки («колокола», «колокольчики», «тарелки», «бубен», «ловим комариков», «подушечка», «хлопушки»);
- «вертушки» - повороты кистей рук от корпуса и обратно;
- плавные движения рук;
- положения рук в детских танцах и упражнениях, а также в народных плясках.
6. Гимнастические комплексы либо танцевальные этюды. Проводятся без предметов или с предметами - мячами, ленточками, скакалками.

Ожидаемый результат:
- наличие интереса к музыке;
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой, музыкально-ритмической деятельности;
- умение двигаться под музыку, владение хореографическими движениями;
- не бояться сцены, культура поведения на сцене.

Группа разновозрастная: от 4 до 7 лет. По принципу сквозного воспитания, взятого из жизни, естественным путем помогает решить задачи не только музыкально- эстетического воспитания, но и направленного на совершенствование личности: более старшие дети передают усвоенное малышам, заботятся о них.
Переходя постепенно от зрелища к действиям, малыши осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.
Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Занятия лучше проводить в вечернее время, т.к. в это время суток голосовой аппарат ребенка уже почти готов к пению.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35 минут, 36 занятий в год.

Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Перечень разделов и тем
Общее количество
часов
теория
Практика

Забавное знакомство
Здравствуй, милый друг!
«Я и мир звуков»
2
1
1

«В стране музыкальных инструментов»
Как всё начиналось
«Его величество рояль»
Помощник в делах и забавах народных
Оркестр и дирижёр
8

1


1

1
2
2
1

Праздник осени
1

1

В стране музыкальных звуков
Гуливер в стране лилипутов
Этот удивительный ритм
Давайте помолчимГоспожа пауза
Высота звука
4

1


1
1
1

Времена года
Зимняя сказка
Здравствуй, Дедушка Мороз!
3

1

1
1

Праздник новогодней ёлки
1

1

По следам любимых сказок и мультфильмов
Поющие персонажи
В музыкальной мастерской
3

1

1
1

Моя семья
Мой папа хороший
Моя мама
4


2
2

День защитника Отечества
1

1

Мамин день – 8 марта
1

1

Там на неведомых дорожках
В пещере горного короля
Баба Яг
2


1
1

Музыка и природа
Вальс цветов
Музыка дождя
Шепчущие ветра
3


1
1
1

Времена года
День Победы
Земля в цвету
2

1


1

Прощай, наш детский сад
1

1

Итого:
36
7
29




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Кол-во
часов
Подтема
Вводная часть
(приветствие, развивающая игра)
Слушание
Пение
(музыкальная грамотность, распевание, пение)
Музыкально-ритмические движения (игра, танец, хоровод)

«Забавное знакомство» (2часа)

1
«Здравствуй, милый друг!»

Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – знакомство с микрофоном
Осень в творчестве композиторов. П.И. Чайковский, А. Вивальди «Времена года»

Вокально-певческая постановка корпуса
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание
«На лесной поляне знакомств» - совершенствование основных видов движения (ходьба, бег, подскоки).
Разучивание игры «Я - вожатый»,

1
«Я и мир звуков»
«Давайте познакомимся»
Пропой своё имя – ласково
Игры с именами. Знакомсто и придумывание разных способов воспроизведения ритма слов.
Осень в творчестве композиторов. П.И. Чайковский, А. Вивальди «Времена года»
Откуда берётся голос
Вокально-певческая постановка корпуса
(сидя)
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 1 куплет, разучивание
Игра «Я вожатый»
Хоровод «Калинушка»

«В стране музыкальных инструментов» ( 9 часов)

2
Как всё начиналось
«Давайте познакомимся»
Пропой своё имя – ласково
Игры с именами. Знакомство и придумывание разных способов воспроизведения ритма слов.
Знакомство с историей происхождения и звучанием групп инструментов симфонического оркестра (флейта, труба).
Вокально-певческая постановка корпуса
(сидя, стоя)
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание.
Игра «Я вожатый»
Хоровод «Калинушка

2
«Его Величество Рояль»

Пропой имя соседа слева, придумывание разных способов воспроизведения ритма слов.
Знакомство с историей происхождения и звучанием групп инструментов симфонического оркестра (фортепиано, рояль)
Вокально-певческая постановка корпуса
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление
Танец «вежливый»-передача ритмического рисунка в движении


2
«Помощник в делах и забавах народных»
(об оркестре русских народных инструментов)
Пропой имя соседа слева, придумывание разных способов воспроизведения ритма слов.

Слушание пьес в исполнении оркестра русских народных инструментов. «Подгорка», «Во саду ли, в огороде».
Дыхательная гимнастика».
«Хор и дирижер»1-2-3-4
Л. Абелян – с. 5
Разучивание народных песен и их инсценирование: «Как у наших у ворот».
Игра «Оркестр»
Танец «вежливый»

2
Оркестр и дирижер


Практическое исследование звучания некоторых инструментов. Слушание пьес в исполнении оркестра
«Дыхательная гимнастика».
«Хор и дирижер»1-2-3-4
Л. Абелян – с. 5. Разучивание народных песен и их инсценирование: «Как у наших у ворот».
Игра «оркестр и дирижёр»- навыки овладения дирижёрским жестом.
Танец «Вежливый»

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

В стране музыкальных звуков (4 часа)

1
«Гуливер в стране лилипутов(длинные и короткие звуки)
«дружная семья» (длительности нот)
Практическое исследование звучания некоторых инструментов. Слушание пьес в исполнении оркестра
«Как беречь голос».
Л. Абелян с.9
Закаливание звуки – А,Э
«Без слов» - исполняется закрытым ртом

Игра «Мы пойдём вправо»
Танец с деревянными ложками
«Приокская кадриль»

1
Этот удивительный ритм
Имена и ритмы
«Я тебя знаю» - отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики f-p
Инструменты симфонического оркестра (ударные)
«Как беречь голос».
Л. Абелян с.9
Закаливание звуки – И, О, У
«Я красиво петь могу - слушание
Игра «Мы пойдём вправо»
Танец с деревянными ложками
«Приокская кадриль»

1
Давайте помолчим госпожа пауза
«Здороваемся по знакам динамики»
Инструменты симфонического оркестра (ударные)
«Как беречь голос».
Л. Абелян с.9
Закаливание, закрепление
«Я красиво петь могу»
Игра «Мы пойдём вправо»
Танец с деревянными ложками
«Приокская кадриль»

1
Высота звука
Сказка про Ниночку
Слушание пьес в исполнении симфонического оркестра . «Подгорка», «Во саду ли, в огороде».
Звукообразование и звуковедение»
Л. Абелян с.11 Песни новогодней тематики

Хоровод «Сказочные снежинки»
Игра «Оркестровые шутки»

Времена года(4 часа)

2
Зимняя сказка
«Здороваемся по знакам динамики»
П.Чайковский «у камелька» из цикла «Времена года»
Звукообразование и звуковедение»
Л. Абелян с.11-13
«Песенка про гласные»
Песни новогодней тематики
Хоровод «Сказочные снежинки» Игра «Оркестровые шутки»


1
Здравствуй,Дедушка Мороз!
Пропой своё имя – знакомст-
во с микрофо-ном
Времена года. «Зимняя сказка»
Формирование качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.14-15
«Баю бай» р.н.п
Песни новогодней тематики
Хоровод «Сказочные снежинки» Игра «Оркестровые шутки»


ПРАЗДНИК НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ

По следам любимых сказок и мультфильмов (3 часа)

2
Поющие персонажи
Пропой своё имя – знакомст-во с микрофо-ном
«Волк и семеро козлят» на новый лад
«Формирование качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.15-16
«Птичка-синичка»
Караоке песен из любимых мультфильмов
Игра «Плетень»
Танец: «Полька тройками»

1
В музыкальной мастерской
Пропой своё имя – знакомст-во с микрофо-ном
Песенки из мультфильмов
«Формирование качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.16-17
«Динь-дон» р.н.п.
Караоке песен из любимых мультфильмов
Игра «Плетень»
Танец: «Полька тройками»

Моя семья (6 часов)

2
Мой папа
Пение с показом рукой высоты звучания.
Духовые оркестры
«Формирование качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.17-18
«Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества
Пение: «Мой папа хороший», «Я сам»
Игра «Плетень»
Танец: «Полька тройками»
Хоровод с цветами.
Танец «Кнопочка»

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

2
Моя мама
Пение с показом рукой высоты звучания.
Духовые оркестры
«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18 Пение: Мама – лучший друг»
Игра «По кругу»
Хоровод с цветами.
Танец «Кнопочка»

МАМИН ДЕНЬ – 8 МАРТА

Там на неведомых дорожках ( 2 часа)

1
В пещере горного короля
Пение с показом рукой высоты звучания.
С.Мусоргский «Картинки с выставки»
«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21
«Песенка про дикцию»
Пение: « Если с другом вышел в путь»
Игра-танец «Бабка Ёжка»
Танец «Барбарики»

1
Баба яга
Пение с показом рукой высоты звучания.
С.Мусоргский «Картинки с выставки»
«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21
«Песенка про дикцию», скороговорки.
Пение: « Если с другом вышел в путь»
Игра-танец «Бабка Ёжка» Танец «Барбарики»


Музыка и природа(3 часа)

1
Вальс цветов
Поздоров-айся с соседом справа
(легато, стоккато)
П.Чайковский «Вальс цветов»
Выразительность исполнения».
Л. Абелян с.22-25
«Модница» - разучивание
Пение: «Сказка о тигрёнке»
Танец «Божья коровка»
Игра «Колобок»

1
Музыка дождя
Поздоров-айся с соседом справа
(легато, стоккато)
композиции
«Выразительность исполнения».
Л. Абелян с.22-25
«Модница»
Пение: «Сказка о тигрёнке»
Танец «Божья коровка»
Игра «Колобок»

1
Шепчущ-ие ветра
Поздоров-айся с соседом справа
(легато, стоккато)
композиции
«Выразительность исполнения».
Л. Абелян с.30-31
«Прекрасен мир поющий»
Песни к выпускному
Танец «Божья коровка»
Игра «Колобок»

Времена года (3часа)

1
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
«Здорова-емся по знакам динамики»
Песни военных лет
«Выразительность исполнения».
Л. Абелян с.30-31
«Прекрасен мир поющий»
Песни к выпускному
По сценарию к выпускному

1
Земля в цвету
«Здорова-емся по знакам динамики»
Альбом «Времена года»
П.Чайковский.
«Выразительность исполнения».
Л. Абелян с.30-31
«Прекрасен мир поющий»
Песни к выпускному
По сценарию к выпускному

ПРОЩАЙ, НАШ ДЕТСКИЙ САД




















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения мероприятий развлечений и праздников музыкальный зал оформляется соответственно тематике мероприятия
После проведения мероприятий для родителей оформляются фотовыставки
В приемных групп оформляются информационные папки – передвижки для родителей по темам музыкального воспитания, развития творческих способностей детей данного возраста
Чтобы у детей остался в памяти праздник или развлечение, после его проведения дети свои впечатления выражают в рисунках, из которых оформляются выставки
Для большей заинтересованности детей к занятиям музыкой, собран и оформлен материал со стихами, поговорками, загадками о музыке

Работа с родителями:
Консультации для родителей;
Концерты, игровые праздники;
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
Оформление стенда.


Условия и необходимые для работы средства

- помещение для занятий (музыкальный зал);
- ТСО (музыкальный центр, микрофон, телевизор);
- музыкальный инструмент для музыкального руководителя;
- фонотека, необходимые для занятий музыкальные произведения в записи,
- видеомагнитофон с видеофильмами;
- портреты композиторов.












ПРИЛОЖЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

«ЛАДОШКИ»
Стоя, согнуть руки в локтях, ладони - от себя. Резкий. Шумный вдох + одновременно сжимать ладони.(4 раза)
Затем опустить руки - отдых 3-4сек. Повторять 24 раза.
«ПОГОНЧИКИ»
Стоять прямо, руки подтянуть к животу, согнув в локтях, кисти -в кулаки. Во время резкого вдоха резко толкнуть кулаки вниз (руки выпрямляются).Выдох - руки - к животу, плечи расслабить (вдох-выдох-8 раз) отдых 3-4-сек. И снова повторить. Тоже стоя, сидя, лежа.
«НАСОС»
И.п. - стоя прямо, руки опущены.
Наклон, руки вниз + вдох. Ниже наклон. (12 раз по 8 вдохов и выдохов) стоя, сидя.
«КОШКА»
Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях у пояса. Пружиня, сгибаем колени, руки на уровне пояса делают хватательные движения, поворот в другую сторону в области талии, во время поворота - короткий вдох. (8 вдохов-выдохов).
«ОБНИМИ ПЛЕЧИ»
Стоять прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч. Руки резко навстречу друг другу до отказа - «обнимаемся» Во время объятия - «шмыганье» носом (12 раз по 8 вдохов-выдохов.) Сидя, лежа.
«МАЯТНИК»
Наклон - вдох (руки - вниз), подъем - перед собой, согнутые в локтях, голову назад -выдох резко. (12 раз вдохов-выдохов).
«ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ»
Руки - вниз, стоять смирно.
Поворот вправо - вдох носом, выдох - ртом.
Поворот влево - выдох носом, выдох ртом.
«УШКИ»
Стойка прямо, ноги чуть шире плеч, наклоны вправо-влево к плечу (резкий вдох), перед собой - выдох. (12 раз по 8).
«МАЯТНИК ГОЛОВОЙ»
Голова вниз -выдох, вверх - вдох. 12 раз по 8.
«ПЕРЕКАТЫ»
На легком пружинистом приседании короткий вдох носом. Перенос тяжести с одной ноги на другую + шумный вдох-выдох.
«РОК-Н-РОЛЛ»
Левая нога согнута в колене, поднять до уровня живота, носок вниз. Правая нога пружинистое приседание + шумный вдох.
«МЯЧИК»
Лежа, стоя. Руки на животе. Вдох, не поднимая плечи, живот надуть. Длинный выдох.
«ПЕСНЯ ВОЛКА»
Вдох короткий резкий носом. На коротком выдохе звук «у-у-у»
«ПЕСНЯ ВЕТРА»
Стоя, лежа, руки - на животе. Длинный вдох - шумный продолжительный выдох без звука.
«НИТОЧКА»
Дети сидят в кругу, передают друг другу воображаемую ниточку. Пока нитку не передали другому - ребенок издает звук.
«МАЯТНИК ГОЛОВОЙ»
Голова вниз - выдох, вверх - вдох. 12 раз по 8.
«ПЕРЕКАТЫ»
На легком пружинистом приседании короткий вдох носом. Перенос тяжести с одной ноги на другую + шумный вдох-выдох.
«РОК-Н-РОЛЛ»
Левая нога согнута в колене, поднять до уровня живота, носок вниз. Правая нога пружинистое приседание + шумный вдох.
«МЯЧИК»
Лежа, стоя. Руки на животе. Вдох, не поднимая плечи, живот надуть. Длинный выдох.
«ПЕСНЯ ВОЛКА»
Вдох короткий резкий носом. На коротком выдохе звук «у-у-у»
«ПЕСНЯ ВЕТРА»
Стоя, лежа, руки - на животе. Длинный вдох - шумный продолжительный выдох без звука.
«НИТОЧКА»
Дети сидят в кругу, передают друг другу воображаемую ниточку. Пока нитку не передали другому - ребенок издает звук.
«ВОСХОД-ЗАХОД»
Вдох носом, плечи опущены. Звук возрастает с подъемом рук, затихает с опусканием, (тембр, звуковысотность)
«СТОККАТО»
Короткий вдох + подъем воображаемого звука (гласные). Резкий выдох - ударить об пол «звук»
«УДИВЛЯЛКИ»
Вдох - на выдохе поворот к другу . На выдохе произносятся гласные с удивлением.
«ЗНАКОМСТВО»
Сидя в кругу. Сделать глубокий вдох, руки через стороны вверх, соединить ладони и задержать дыхание. Медленно выдыхать через рот с наклоном головы вперед, опуская руки вниз, ладони на пол. Каждый выполняет поочереди, опускаясь вниз, на выдохе произносит свое имя.
«ВЕТОЧКА»
Стоя или сидя прямо. Руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, с глубоким вдохом через нос. Потянуться вверх «к солнцу» - задержать дыхание. Медленный выдох с наклоном, руки параллельно. Снова задержать дыхание. Медленный вдох через нос, выпрямится. Задержать дыхание, наклон с выдохом через рот и снова задержать дыхание.
«КУКУШОНОК»
Во время произнесения текста, дети бросают корпус вперед - вниз без напряжения, затем выпрямляются.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
«ПЕВЕЦ»
Глубокий вдох и руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох на звук «а» (сильный), руки медленно вниз. Снова задержать дыхание. Глубокий вдох, руки через стороны вверх до уровня плеча. Задержать дыхание. Выдох – «о», обнимая себя за плечи, опустив голову на грудь. Задержать дыхание на выдохе. Вдох – руки до уровня груди, задержать дыхание. Выдох – «у» - руки вниз, голова на грудь.
«СВЕЧИ»
Глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох через рот, гуты – трубочкой («задуть свечу»)- в три приема. Вдох – потянуться всем телом вверх (ладони согнуты, руки – над головой) Выдох с силой через рот с наклоном головы вперед, руки резко опустить перед собой, ладони коснулись пола.
«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар») Задержать дыхание. «Сдуть шарик» - выдох воздуха порциями (ХА-ХА-ХА) руки опускать рывками в такт выдоху. Задержать дыхание. Глубокий вдох, руки через стороны вверх («Надуть» - задержка, выдох одной порцией, руки через стороны вниз)
«СОВА»
Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть через плечо. Плечи с силой развести. Глубокий вдох через нос, задержать дыхание, медленно с силой выдохнуть через рот. Посмотреть назад через правое плеч, снова с силой развести плечи, вдох, задержать дыхание и выдохнуть медленно с силой через рот. Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох и выдох в свободном режиме. Повторить, держа левой рукой правое плечо.
«АИСТ»
Стоим прямо. Руки вдоль туловища. Глубокий вдох через нос. Во время выдоха – руки через стороны до уровня плеча. Задержать дыхание. Поджать правую ногу, закрыть глаза, удерживать равновесие. Выдох через нос, руки через стороны вниз, встать на обе ноги и открыть глаза. Задержать дыхание и не дышать как можно дольше. Тоже повторить с левой ногой.
«ШАПКА»
Глубокий вдох через нос. Уши завернуть руками сверху - вниз. Задержать дыхание. Выдох через рот с сильным открытым звуком «а», отпустить уши («снять шапку») задержать дыхание. Снова «надеть шапку» - вдох, задержать дыхание, выдох с сильным звуком «о».
«ГАРМОШКА»
Руки согнуты в локтях, глубокий вдох через нос – руки «растягивают» мех. Задержать дыхание, выдох – «а» - сжать руки (3раза)
«ДЕРЕВЬЯ»
Сидя в кругу, руки перед собой, упираются в пол ладонями. Глубокий вдох – поднять прямые руки вверх, задержать дыхание, кач влево – вправо, выдох через рот, наклонившись вперед, руки вниз, ладони на пол.
«ЗООСАД»
Вдох носом. Выдох, с одновременным произношением животного (любого).































ДИАГНОСТИКА

Исследования К.Тарасовой и И.Владимировой говорят о том, что голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых характеризуется присущим ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонамизвучания. Общий диапазон – это расстояние от нижний до верхней границы певческого голоса;
Примарный диапазон – это область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона. К такому заключению педагоги пришли исходя из анализа звучания детских голосов, а также данных, согласно которым характеристика голоса зависит не только от тех органов, которые только начинают складываться в дошкольном детстве ( известно, что вокальные связки как таковые начинают формироваться только в 6 лет), но и от других органов певческого аппарата, уже сформированных у детей и индивидуально различных. Г.П.Стулова на основании исследования певческих голосов детей от новорожденности до 10 лет утверждает, что регистровые различия слышны уже в голосах новорожденных и детей раннего возраста. Интересно при этом, что все педагоги признают природные различия в певческих голосах детей дошкольного возраста. Учет в вокальной работе типов певческих голосов детей приводит к более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии. По нашим данным, в частности, ребенок в удобной для него тональности, соответствующей природе, типу его певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной. Тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен достаточной достоверностью только после проведения специальной работы по его постановке. А поскольку существует методика певческого воспитания дошкольников такую работу не предусматривает,
Первичная диагностика певческого голоса носит сугубо предварительный характер.
В процессе занятий у некоторых детей голос может приобрести другие типовые характеристики, и, соответственно, этот ребенок займет другое место в хоре. Тем не менее, первичная диагностика певческих голосов необходима. Она помогает педагогу грамотно построить свою работу.
Первое диагностическое занятие, как, впрочем, и последующие, проводится индивидуально. Педагог приглашает ребенка в музыкальный зал и на фоне положительного эмоционального общения с ним задает несколько любых вопросов (кто тебя привел в детский сад и т.п..) Ребенок отвечает на вопросы, а педагог прислушивается к звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип – высокий, средний, низкий, и примарную речевую зону (ре1-фа1, до1-ми1, си бемоль1- до диез1) поскольку эти речевые характеристики чаще всего совпадают с естественным певческим, а певческие характеристики, которые ребенок часто приобретает под влиянием неправильного обучения, бывают искажены (у детей формируется установка: петь надо всегда очень высоко и тоненько, и они попросту начинают пищать), начинать диагностику лучше с выявления речевых характеристик.
Затем ребенку предлагается спеть знакомую уже песню без аккампанимента, т.к. только в этом случае ребенок начнет петь в удобной для него тональности. Затем фиксируется тип голоса по тембру и примерная область наиболее свободного и естественного звучания.
Следующий этап диагностики - это определение общего и примарного диапазона певческого голоса ребенка. (короткая попевка- III-II-I вниз на слове «ма-а-ма»), начиная со средней части общего диапазона по полутонам вниз до момента, пока ребенок не начнет завышать мелодию - это нижняя граница общего диапазона. Затем - по полутонам вверх, пока ребенок не начнет занижать мелодию – это верхняя граница общего диапазона. По ходу воспроизведения необходимо отметить границы примарного диапазона, где голос звучит наиболее свободно и красиво.
По итогам диагностики дети делятся на три подруппы: с высоким, средним и низким голосами.


Ф.И.О.
ребенка
Речевые характеристики
Певческие характеристики


Тип голоса
Примарная речевая зона
Тембр голоса
Примарный диапазон певческого голоса


1.Алена К.
2.Женя Ч.
3.Таня О.
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года



















































ЛИТЕРАТУРА:

Абелян Л. «Как Рыжик научился петь». «Советский композитор» 1989
2.Анисимова А. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль
« Академия развития» 2007г.
3. Афонькина С, Рузина М «,Пальчиковые игры». Издательский дом «Кристалл»,СПБ 2006
4. Белова В.В., статья «Музыкально-певческое воспитание детей по методике
Д.Е Огородного», «Музыкальная палитра» №1-2002 г, с.3
5. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва «ВАКО»
2006г..
6. Кацер О.В, статья. «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка»
«Музыкальная палитра» №1-2003 г., с.31
7. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная
палитра», С-П -2005г
8. Коротаева С., статья «Голосовые игры», «Музыкальная палитра»
№2-2003 г., с.32
9. Металиди Ж., А.Перцовская Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ
(учебное пособие) Издательство, «Композитор» С-П -1999г.
10. Метлов Н.А. «Музыка – детям» статья «Пение» с.18
11. Михайлова М.А., Горбина Е.В «Поем, играем, танцуем дома и в саду»
Ярославль «Академия развития» -1997г.
12. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»
Ярославль «Академия развития» -1997г
13. Орлова Т. статья «Учим детей петь» «Музыкальный руководитель» №5,6
-2004г., с.21, №2-2005г., с.22
14. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности» (хоровое сольфеджио)
С-П -1997
15. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» «Музыкальный
руководитель» №1-2005г., с.2
16. Тарасова К. статья «Новые программы и методики», «Музыкальный
руководитель» №1-2004г., с.5
17. Ткаченко Т. «Если ребенок плохо говорит»
18. Шереметьев В. Статья «Хоровое пение в детском саду
«Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.



























































Тема, подтемы
кол-во часов












Тема 1. «Забавное знакомство»

2




Подтемы: «Здравствуй, милый друг!»
«Я и мир звуков»
1
1



Тема 2. «В стране музыкальных инструментов»
12



Подтемы: «Как все начиналось...»
«Его Величество Рояль»
«Инструменты симфонического оркестра»
«Оркестр и дирижер»
«Инструмент-оркестр - орган»
«Помощник в делах и забавах народных»
(об оркестре русских народных инструментов)
2
2
2
2
2
2




Тема3. «Приветствуем вас, жители Страны звуков!»
8



Подтемы: «Музыкальные сны»
«Сказка о братьях-ладах»
«Гулливер в стране лилипутов» (звуки
длинные короткие)
«Этот удивительный ритм»
«Давайте помолчим... Госпожа Пауза»
«Сказка про сильные и слабые дольки»
«Про великую Силу звука»
«Путешествие в страну Звукляндию»
1
1
1

1
1
1
1
1



Тема 4. «Тайны в музыке»
2


Тема 5. «Времена года»
5



Подтемы: «Осенний калейдоскоп»
«Праздник осени»
«Зимняя сказка»
«Здравствуй. Дедушка Мороз!»
«Весенних красок волшебство»
1
1
1
1
1




Тема 6. «Последам любимых сказок и мультфильмов»
4
2
2

Тема 7. «Зачарованный мир» 3






Подтемы:
«В пещере горного короля»
«Духи полей и лесов»
«Леший и русалки»

1
1
1



Всего часов
36
























1.2. Учебно- тематическое планирование (1 год обучения)

Тема, подтемы
Кол-во часов


Всего
Ритм
музыка

Тема 1. «Давайте, подружимся»
3




Подтемы: «Занимательное знакомство»
«Веселая зарядка»
2
1
1
1

Тема 2. «Звуки природы»
3



Подтемы: «Все птички здесь»
«Красивый ручей»
«Дождь начинается»
1
1
1



Тема 3. «Лесные жители»
4



Подтемы: «Здравствуй, лес, полный чудес!»
«Колобок» (русская народная сказка)
«Теремок» (но мотивам р.н.сказка)
«Рукавичка» (по мотивам р.н.сказка)
1
1
1
1



Темя 4. «Голоса с фермы»
2



Подтемы: «Утро на ферме»
«Веселые гуси»
1
1



Тема 5. «Сказочные герои»
6



Подтемы: «В гостях у Красной Шапочки»
«Храбрый воробьишко»
«Советы Бабки-ёжки»
«Гуси-лебеди»
«Добрый доктор Айболит»
«Снегурочка»
1
1
1
1
1
1



Тема 6. «Времена года»
12



Подтемы: «Золотая осень»
«Зимушка-зима»
«Новогодний карнавал»
«Мамин праздник»
«Солнечная капель»
«Летний дождичек»
1
1
1
1
1
1



Тема 7. «Любимые игрушки»
6



Подтемы: «В магазине игрушек»
«Гремушечки-погремушечки»
«Веселые медвежатки»
2
2
2
1
1
1
1
1
1


Всего часов:
36
















1.3. Учебно-методическое содержание

Ритмика
Музыка

1
2

Тема 1. «Давайте подружимся»

Установление эмоционального контакта с малышами. Привлечение к участию в совместной творческой деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости, а также формирование уверенности в себе.

Знакомство проходит в форме увлекательного игрового занятия с любимыми игрушками детей, включающего пальчиковые игры, игры-превращалочки, игры-потешки, которые направлены на развитие эмоциональной отзывчивости, дружелюбия, открытости и доверительного отношения друг к другу.

Тема 2. «Звуки природы»

Изображение состояний природы с помощью ритмопластики, эмоций и чувств
Проявление видимого интереса к слушанию, а также узнавание музыкальных образов. Звучащий мир. Голоса животных и птиц.

Дети знакомятся с птицами (кукушка, соловей, дятел и др.) и их голосами, слушают журчание ручейка и его песню, изображают начинающийся дождик. Знакомятся с ударными инструментами - колокольчиком, треугольником.

Тема 3. «Лесные жители»

Изображение характерных движений и повадок лесных обитателей с помощью пластики и мимики. Ролевое исполнение сказочного сюжета.

Обогащение слуховых музыкальных образов. Пение простейших попевок, посвященных лесу и его жителям. Выбор инструментов, характеризующих тот или иной персонаж.

Дети «гуляют по лесу», «собирают грибы, ягоды, цветы», разговаривая с ними; изображают «встречающихся» животных Слушание музыки, выбор песен, двигательные импровизации осуществляются в соответствии с сюжетом сказки

Тема 4. "Голоса с фермы»

Изображение повадок домашних животных, простых плясок.
и характера их исполнения.

Слушание голосов домашних животных, их узнавание. Освоение простейших ударных инструментов. Словесные характеристики животных.


Дети знакомятся с домашними .животными, подражают их голосам. Исполняются попевки (2-5 звуков). Речевые упражнения (кричалочки, жужжалочки, звукоподражалки, звенелки, шипелки и др.

Тема 5. «Сказочные герои»

Изложение сказочного сюжета. Участие детей в ролевой игре и театрализованной постановке. Имитационные упражнения, изображающие движения и голоса героев сказки. Музыкальная иллюстрация образов.

Дети становятся участниками сказочного сюжета. Попадая в сказку и знакомясь с ее героями, малыши учатся делать выбор между добром и злом, хорошими поступками и плохими, а также моделировать свои действия в различных игровых ситуациях.

Тема 6. «Времена года»

Музыкально-двигательные игры,
пляски с использованием предметов, игрушек, соответствующих определенному времени года. Изображение капелек дождя, снежинок. Освоение упражнений, направленных на раскрепощение мышц рук и плечевого пояса. Соотнесение характера и настроения музыки с двигательной реакцией.
Слушание отрывков программных произведений, посвященных временам года. Характеристика природных явлений. Звучащая природа (дождь, снег, гроза, вьюга). Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры варьируются в зависимости от времени года.


Дети знакомятся через музыку и картины с красками и настроениями времен года (песенка дождя, завывание вьюги, весенние ручейки, летняя гроза

Тема 7. «Любимые игрушки»

«Оживление и одухотворение» предметов. Пляски с использованием любимых игрушек и инструментов. Реакция на изменение динамики, темпа, характера музыки.

Знакомство с основными музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем). Формирование самостоятельной реакции на высокие и
низкие звуки.


Дети «общаются» с игрушками, рассказывают стихи о любимых игрушках, танцуют и играют с ними. «Лечат», если игрушка «заболела», «помогают», если «попала в беду». Малыши учатся бережному отношению ко всему, что их окружает.















2. II ступень обучения (дети 5 лет)

2.1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

2.1.1. Задачи психологические
1. Сохранение эмоционального общения через сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
2. Содействие становлению произвольного поведения детей.
3. Развитие творческого воображения, произвольной памяти.

2.1.2. Задачи музыкальные
1. Накопление музыкальных впечатлений и исследование звучащего окружающего мира. Слушание музыки и звуков природы, как в живом исполнении, так и в записи.
2. Знакомство с основными музыкальными жанрами (маршем, танцем, песней).
3. Знакомство в занимательной форме с некоторыми группами инструментов (клавишных и ударных).
4. Побуждение к образным и свободным импровизациям на ударных инструментах. Создание шумового оркестра из нескольких групп инструментов. Умение играть по очереди и вместе по жесту дирижера (педагога).
5. Работа над свободным дыханием и правильной фразировкой при пении. Формирование начальных навыков интонирования.
6. Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте. Усложнение вариантов воспроизведения заданных ритмических рисунков (например, 1-я группа детей - исполнение четвертями, 2-я группа -восьмыми).
7. Усвоение простейших музыкальных понятий: «медленно» и «быстро» (темпы музыкального произведения), «мажор» - «минор», «регистры звучания» (высокий, средний, низкий), «forte» - «piano» (динамические нюансы), «длительности» (четверти и восьмые).
8. Знакомство с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», терция - «кошечка», септима - «змея», октава - «солнышко»).
9. Развитие слухового внимания: определять на слух и чувствовать музыкальную фразу (конец-начало); предслышать и определять хлопком окончание музыкального построения; воспринимать куплетную форму, реагировать на понятия «запев» и «припев», «вступление» и «заключение», «мелодия» и «аккомпанемент».


2.1.3. Задачи двигательные

1. Развитие двигательной сферы:
- закрепление основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки);
- шаги (шаг на всю ступню, с высоко поднятым коленом, на полупальцах);
- бег «лошадки» (перескоки с ноги на ногу);
- закрепление упражнений, направленных на освобождение мыши рук, а также развивающие и общеукрепляющие;
- развитие элементов плясовых движений (переменный шаг, дробный шаг. притопы, полуприседания с выставлением ноги на пятку или на носок, поскоки, «пружинки»),
2. Более сложные построения (колонка, «шахматный порядок», сужение и расширение круга).
3. Проведение музыкально-двигательных игр с предметами (платочек, ленточка, мяч, палочка, поделки из бумаги и других материалов), с инструментами (ложки, бубен, колокольчики, маракасы).
4. Работа над передачей в движении образов живой и неживой природы (животных, природных явлений), а также сказочных героев и других персонажей.
5. Танцевальные этюды.
Важнейшей задачей остается развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.


























2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 лет)

Тема
Кол-во часов

Тема 1. «Занимательное знакомство»
1

Тема 2. «В лесной тиши»
8

«Друзья леса»
«Лягушка-путешественница»
Серебряное копытце»
Волк и семеро козлят»
2
2
2
2

Тема 3. «Звуки природы»
3

«Вальс цветов»
«Шепчущие ветра»
«Восходящая луна»
1
1
1

Тема 4. «Деревенские музыканты»
1

Тема 5. «Увлекательные путешествия»
7

«Весёлый паровозик»
«Там на неведомых дорожках»
«В стране гномов»
«Её величество Снежная королева»
«Там, где лето круглый год»
«По морям, по океанам»
«Восточная сказка»
1
1
1
1
1
1
1

Тема 6. «Времена года»
12

«Осеннее настроение»
«Музыка дождя»
«Зимняя фантазия»
«Новогодняя сказка»
«Весна в окно стучится»
«Летняя пора»
2
2
2
2
2
2

Тема 7. «Не скучаем – поиграем»
4

«Хочу стать музыкантом»
«Музыкальная шкатулка»

2
2


Всего часов
36

2.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ








ритмика
музыка

1
2

Тема 1. Тема: «Занимательное знакомство»

Установление эмоционального контакта с детьми. Привлечение к участию в совместной деятельности, а также естественному, непринужденному движению под музыку.

Знакомство проходит в форме увлекательного игрового занятия с любимыми игрушками детей, включающего пальчиковые игры, игры-превращалочки, игры-потешки, которые направлены на развитие эмоциональной отзывчивости, дружелюбия, открытости и доверительного отношения друг к другу.

Тема 2. «В лесной тиши»

Свободная импровизация на тему «Образы лесных обитателей сказки». Владение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки), а также некоторыми элементами народных плясок, доступными координации ребёнка.
Обогащение слушательского опыта. Узнавание музыкальных образов. Развитие умения выражать восприятие музыки в пластическом движении, рисунке, словесном описании.

Дети знакомятся с голосами леса: пением птиц, журчаньем воды, языком зверей, с помощью элементов мимики и пантомимики учатся знакомиться и дружить с лесными обитателями, участвуя в театрализованных сказочных играх. «Вживание» в образы сказочных персонажей помогает ребёнку прочувствовать характеры героев. Добрые поступки находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, а зло – осуждается.

Тема 3: «Звуки природы»

Включение в двигательные импровизации воображения, фан-тазии. Желание самостоятельно находить оригинальные движения для создания пластического об-
раза. Освоение упражнений, развивающих плавность, полётность движений.
Слушание музыки, способствующей погружению в мир фантазии и воображения. «Озвучивание» картин природы с использованием не только музыкальных инструментов, но и различные предметы. Разучивание стихов, песен, голосовых упражнений (звуки ветра, дождя, вьюги и др.)

Дети учатся слушать звуки природы, иногда неразличимые для человеческого уха.


Тема 4. «Деревенские музыканты»

Развитие умения передавать в пластике характер и нрав домашних животных, птиц. Участие детей в театральных сценках. Разучивание плясок с элементами народного танца.

Слушание оркестра русских народных инструментов. Знакомство с «характерами» балалайки, гармошки. Пение с имитацией игры на инструментах. Слушание и угадывание голосов животных, фермы.


Знакомство с инструментами русского народного оркестра. Работа над плясками и песнями с элементами народного танца. Имитация и изображение птиц, животных деревенского подворья. Участие детей в небольших сценках, помогающих раскрыть творческий потенциал ребенка.

Тема 5. «Увлекательные путешествия»

Знакомство с элементами танцев
других народов. Участие в ска-зочном сюжете или путешествии, включает образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции с включением имитации, пантомимических движений); упражнения на развитие восприятия характера и содержа-ния музыкального произведении.

Знакомство и узнавание музыкальных характеров сказочных героев, а также жителей других стран и континентов. Выбор музыкальных инструментов для сопровождения музыкальных путешествий, «озвучивание» образов и действий. Участие в театрализованных этюдах на развитие творческого воображения, фантазии.

Дети путешествуют по разным континентам, странам и городам, джунглям и пустыням. Города России, Норвегии, Лапландии, жаркая Африка, волшебная Океания и загадочный Восток - все по плечу нашим отважным путешественникам.

Тема 6. «Времена года»

Исполнение танцев, композиций
сюжетных танцев соответственно временам года. Работа над пластикой, гибкостью, выразительностью движений в создании настроения и особенностей каждого времени года. Опираясь на способность детей к подражанию, осваивать более сложные, разнообразные и оригинальные движения для подведения детей к творческой интерпретации не только образов и явлении природы, но и музыкальных произведений

Слушание музыкальных произве-
дений, посвященных временам года. Исполнение песен, стихов, пальчиковых игр, соответствующих временам года. Свободные и образные импровизации на ударных инструментах и с другими предметами - звучащий окружающий мир. Проведение праздников: Праздника Осени, Нового года, 8 марта.
,.i

Знакомство с программными музыкальными произведениями русских композиторов. Посвященным временам года. « Озвучивание» природных явлений. Песни, танцы, игры варьируются в зависимости от времени года.


Тема 7. «Не скучаем – поиграем»

Игры-дразнилки, превращалочки с движением. Шуточные игры-танцы. Проведение игр: «Ритмическое эхо», «Отгадай мелодию», «Я – композитор» или «Я – дирижёр».
Совместное музицирование на ударных инструментах. Знакомство с дирижёром. Ритмизация песен из мультфильмов с использованием фонограмм и караоке

Дети знакомятся с оркестром, дирижёром. Пробуют себя в роли не только музыканта шумового оркестра, но и дирижёра. Музыкальная шкатулка таит в себе множество секретов: музыкальных загадок, ребусов, занимательных головоломок, игр-превращалок и мн. др.


































Ill ступень обучения (дети 6-ти лет)

3.1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
3.1.1. Задачи психологические
1. Формирование самосознания, самоконтроля
2. Поддерживание интереса к содержанию эмоционально-насыщенной деятельности и мотивации достижение.
3. Развитие эмоциональной сферы, связанной с формированием образных представлений.
4. Развитие осмысленного восприятия.
5. Творческое освоение языковой деятельности – словотворчества

3.1.2. Задачи музыкальные
1. Продолжение накоплений музыкальных впечатлений и исследований звучащего окружающего мира. Слушание музыки, как в живом исполнении, так и в записи. Знакомство не только с отдельными инструментальными произведениями непродолжительного звучания, но и частями крупных циклических произведений (преимущественно программных) Воспитание навыка внимательного и вдумчивого слушания музыки. Развитие умения узнавать музыку при повторном прослушивании. Знакомство с композиторами пройденных музыкальных произведений.
2. Расширение кругозора: знакомство в занимательной форме с историей происхождения и звучанием групп инструментов как симфонического, так и народною оркестров, рассказы о выдающихся людях искусства, объяснение новых музыкальных терминов и понятий
3. Закрепление понятий «регистр», «сильная и слабые доли», «ладовая окраска звучания». Расширение знаний динамических оттенков и длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая). Объяснение понятий «музыкальная фраза», «размер», «паузы» (восьмая, четвертная), «ноты» и «нотный стан», «музыкальные ключи» (скрипичный и басовый), «такт» и «затакт»,
4. Овладение дирижерским жестом, достижение свободы, легкости и выразительности движений, соответствия жеста характеру музыки.
5. Создание детского ударно-шумового оркестра.
6. Работа над интонированием и выразительным исполнением песен. Умение чувствовать характер произведения и испытывать в связи с этим нужную манеру исполнения, штрихи, динамику.
7. Определение на слух интервалов (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
8. Усвоение различных ритмических рисунков с двигательным моделированием. Одновременная пульсация различных длительностей у разных групп инструментов. Смена пульсации в соответствии с указаниями педагога в процессе исполнения. Запись элементарного ритмического рисунка
9. Восприятие, определение на слух и передача в движении темпов (быстрого, умеренного и медленного), включая их ускорение и замедление.

3.1 1. Задачи двигательные
1. Закрепление и совершенствование всех основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки).
2. Изучение шагов: на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с высоким подъемом ноги, простой хороводный шаг, переменный шаг. дробный шаг, шаг с припаданием, шаг польки, вальсовая дорожка.
2. Тренировка поднимания на полупальцах в сочетании с полуприседаниями.
3. Изучение движений головы:
- повороты направо-налево:
- вверх-вниз;
- наклоны в сторону с различной амплитудой.
4. Двигательная подготовка к пляскам, разучивание основных танцевальных движений:
- «пружинки»:
- боковой и прямой галоп;
- элементы русской пляски (притопы; переменные притопы; притопы двумя ногами поочередно; «ковырялочка», «качалочка», «козлик» и др.).
5. Разучивание движений рук;
- хлопки («колокола», «колокольчики», «тарелки», «бубен», «ловим комариков», «подушечка», «хлопушки»);
- «вертушки» - повороты кистей рук от корпуса и обратно;
- плавные движения рук;
- положения рук в детских танцах и упражнениях, а также в народных плясках.
6. Гимнастические комплексы либо танцевальные этюды. Проводятся без предметов или с предметами - мячами, ленточками, скакалками. Как правило, они проходят в конце урока и придают особую эмоциональность заключительной части занятия.

































































3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема, подтемы
кол-во часов












Тема 1. «Забавное знакомство»

2




Подтемы: «Здравствуй, милый друг!»
«Я и мир звуков»
1
1



Тема 2. «В стране музыкальных инструментов»
12



Подтемы: «Как все начиналось...»
«Его Величество Рояль»
«Инструменты симфонического оркестра»
«Оркестр и дирижер»
«Инструмент-оркестр - орган»
«Помощник в делах и забавах народных»
(об оркестре русских народных инструментов)
2
2
2
2
2
2




Тема3. «Приветствуем вас, жители Страны звуков!»
8



Подтемы: «Музыкальные сны»
«Сказка о братьях-ладах»
«Гулливер в стране лилипутов» (звуки
длинные короткие)
«Этот удивительный ритм»
«Давайте помолчим... Госпожа Пауза»
«Сказка про сильные и слабые дольки»
«Про великую Силу звука»
«Путешествие в страну Звукляндию»
1
1
1

1
1
1
1
1



Тема 4. «Тайны в музыке»
2


Тема 5. «Времена года»
5



Подтемы: «Осенний калейдоскоп»
«Праздник осени»
«Зимняя сказка»
«Здравствуй. Дедушка Мороз!»
«Весенних красок волшебство»
1
1
1
1
1




Тема 6. «Последам любимых сказок и мультфильмов»
4
2
2

Тема 7. «Зачарованный мир» 3






Подтемы:
«В пещере горного короля»
«Духи полей и лесов»
«Леший и русалки»

1
1
1



Всего часов
36






1.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА











Ритмика
Музыка

1
2

Тема 1. «Забавное знакомство»

На лесной «поляне знакомств» - совершенствование основных видов движения (ходьба, бег, подскоки). Разучивание игры «Я - вожатый», способствующей развитию сообразительности, цепкости мышления, координации движений и фантазии.

Игры с именами. Знакомство и придумывание разных способов воспроизведения ритма слов. Окружающий мир звуков, что такое музыка (беседа с детьми)? Развитие умения слушать и слышать музыку во всем, что нас окружает.


Знакомство детей с педагогом и друг с другом может происходить во время песни, танца, игры с использованием различных игровых предметов, музыкальных инструментов, а также с помощью оригинальных движении, словесных характеристик и пластических образов.

Тема 2. «В стране музыкальных инструментов»

Разучивание ритмических упражнений, танцев, игровых фантазий с музыкальным сопровождением (ударные и шумовые инструменты). Игра «Оркестр и дирижер» - навыки овладения дирижерским жестом и игры в оркестре в сочетании с двигательными импровизациями. Сценки-игры (превращалочки) на тему «Живой инструмент».

Знакомство с историей происхождения и звучанием групп инструментов симфонического и народного оркестров. Слушание музыки разных композиторов, а также знакомство с некоторыми особенностями их творческого пути. Практическое исследование звучания некоторых инструментов. Исполнение обработок русских народных песен в составе оркестра ударных инструментов. Разучивание песен и инсценирование сюжета.

Дemu знакомятся в занимательной форме с историей происхождения и звучанием групп инструментов различных оркестров, а также с композиторами, музыку которых слушают. Сами становятся музыкантами шумового оркестра и дирижерами: имитируют игру на более сложных инструментах.

Тема 3. «Приветствуем вас, жители Страны звуков!»

Закрепление и усложнение основных видов движений. Умение чувствовать ритмический рисунок и выражать его в движении, слышать смену регистров, определять на слух сильную долю и подчинять этому свои движения. Двигательные импровизации с декламацией стихов.


Постижение основ нотной грамоты (ноты, длительности, паузы, лады, динамика, темп) посредством сказочных историй и занимательных игр. Начальные навыки работы над интонированием, раскрытие интереса к выразительному исполнению песен. Освоение более сложных ритмических фигур и рисунков.

Дети в сказочной, игровой форме постигают азы нотной грамоты. Знакомятся с веселыми нотками, серьезным господином Скрипичным Ключом и другими жителями удивительной страны звуков

Тема 4. «Танцы в музыке»

Разучивание некоторых элементов танцев и плясок народов мира.
Знакомство с музыкой народов мира и инструментарием.
Знакомство с музыкой народов мира и инструментарием.


Дети, «путешествуя» по глобусу, знакомятся с разными народами и ос-
новными особенностями их музыкальной культуры. Узнают некоторые элементы старинных танцев, а также современные ритмы и танцы народов мира.

Тема 5. «Времена года»

Разучивание танцев, игр, двигательных импровизаций, пластических этюдов варьируется в зависимости от времени года.


Знакомство с программными произведениями А.Вивальди, П. И. Чайковского, И. А. Парфенова, с картинами русских художников, посвященными временам года. Установление связей между музыкой и живописью. Цветное графическое изображение музыкального образа, характера музыки.


Слушание музыки, разучивание песен, танцев и игр варьируются в зависимости от времени года.

Тема 6. «По следам любимых сказок и мультфильмов»

Инсценировка сказочных сюжетов. Развитие способности к перевопло- щению, к эмоциональной и непосредственной передаче характеров героев. Стимулирование детских идей, фантазии импровизационности.


Развитие способности к музыкальной импровизации, а также к самостоятельному выбору музыкальных инструментов для характеристики сказочных героев и мультипликационных персонажей. Разучивание песен из мультфильмов и музыкальных сказок. Инсценировка сюжета с помощью музыкально-ролевых игр.

Дети, участвуя в игровом сюжете сказки, знакомятся с ее героями и их музыкальными характеристиками. Развивают способность импровизировать с использованием оригинальных движений для создания образа героя и выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Тема 7. «Зачарованный мир»

Знакомство с мифами и легендами о загадочных существах, слушание музыки Э. Грига, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А.Лядова. Использование накопленных знаний в своих рассказах, высказываниях, фантазиях о музыке, а также отображение впечатлений в рисунке.
Умение создавать выразительный музыкально-двигательный образ, изменять характер движения в соответствии с изменением настроения в музыке.

Дети узнают о загадочных, необычных существах (гномы, кобальты, феи. эльфы, русалки, лешие и др.). Музыка рисует их характеры, образ жизни, язык, манеру двигаться все это способствует развитию детского воображения, фантазии, оригинального мышления













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ











































Занятия с детьми 6 лет по программе «ДОМИСОЛЬКА»
Сентябрь
Праздник «День знаний»
Забавное знакомство «Здравствуй, милый друг»
Осенний калейдоскоп. Презентация «Связь музыки с живописью».
Осень в творчестве композиторов. П.И. Чайковский, А. Вивальди «Времена года»

Январь
Страна звуков «Музыкальные сны».
Минор и мажор. «Сказка о братьях-ладах».
Звуки длинные и короткие. «Гулливер в стране лилипутов».
Этот удивительный ритм.


Октябрь
Я и мир звуков. Беседа «Что такое музыка».
В стране музыкальных инструментов. Как всё начиналось?
Музыкальные инструменты. Его величество Рояль.
Праздник осени.

Февраль
Госпожа пауза. Давайте помолчим.
Сказка про сильные и слабые дольки.
Про великую силу звука.
Путешествие в страну «Звукляндию» Презентация.

Ноябрь
Инструменты симфонического оркестра. Презентация.
Оркестр и дирижёр.
Инструмент оркестра – орган.
Оркестр народных инструментов – помощник в делах и забавах народных.

Март
Танцы в музыке. Старинные танцы: гавот, полонез.
Танцы народов мира.
Современные ритмы и танцы.
Зачарованный мир. «В пещере горного короля» Э.Грига

Декабрь
Времена года. «Зимняя сказка».
Слушание «У камелька» из цикла «Времена года П.Чайковского.
Зимние персонажи «Здравствуй, дедушка Мороз».
Праздник Ёлки.

Апрель
Произведения Даргомыжского. Леший и русалки- необычные существа.
Произведения Мусоргского. Духи полей и лесов.
Весенних красок волшебство.
Музыка весны. Детские пьесы А.Лядова.



Май
По следам любимых сказок. «Золушка» Прокофьева.
Музыкально-речевые игры. «Кошкин дом».
Герои любимых мультфильмов. Характеристика персонажей с помощью музыкальных инструментов.
Песни из мультфильмов. «Бременские музыканты



Занятия с детьми 5 лет по программе «ДОМИСОЛЬКА»
Сентябрь
День знаний.
Занимательное знакомство.
Жанры музыки. Песня, танец, марш.
Музыка и сказка.


Январь
Увлекательные путешествия. «Её величество – снежная королева».
В лесной тиши. «Серебряное копытце». Знакомство с героями.
В лесной тиши. «Серебряное копытце». Вживание в образы.


Октябрь
«Осеннее настроение». Игры-шуршалки
Звучащий окружающий мир.
Друзья леса. Знакомство с голосами леса.
Образы лесных обитателей.
Февраль
В лесной тиши. «Волк и семеро козлят». Язык зверей в музыке.
В лесной тиши. «Волк и семеро козлят». Музыка к сказке.
Деревенские музыканты. Слушание оркестра р.н.и. – гармонь, балалайка.
Увлекательные путешествия. «Там на неведомых дорожках» Образ Б.Я. в музыке.

«Ноябрь
Времена года. Музыка дождя. Озвучивание природных явлений
Творческая интерпретация образов и явлений природы.
Хочу стать музыкантом. Ритмизация стишков. Презентация.
Музицирование на ударных инструментах.
Март
Времена года. «Весна в окно стучится»
Озвучивание природных явлений с помощью предметов.
Не скучаем – поиграем. Игры-превращалки с движением.
Музыкальная шкатулка. Песни из мультфильмов.


Декабрь
Времена года. «Зимняя фантазия» А.Вивальди. Музыка для использования сопровождения показа зимних пейзажей. Презентация.
Слушание музыки. «На тройке» П.Чайковского.
Новогодняя сказка. Знакомство с музыкой к балету «Щелкунчик».
Праздник новогодней ёлки.
Апрель
Увлекательные путешествия. «Восточная сказка». Танцы востока.
Весёлый паравозик. Узнавание музыкальных характеров сказочных героев. Э.Григ «В стране гномов».
Э.Григ. В пещере горного короля»
Звуки природы. Слушание музыки «Восходящая луна».



Май
Звуки природы. Шепчущие ветра.
Увлекательные путешествия. «Там, где лето круглый год» Театрализованные этюды на развитие фантазии творческого воображения.
Времена года.«Летняя пора». Слуш.






















13PAGE 15


13PAGE 141215




Рисунок 115