Статья методическая по английскому языку Актуальность использования инновационных технологий в обучении грамматике иностранного(английского) языка


Актуальность использования инновационных технологий в обучении грамматике иностранного языка.
Каждый преподаватель иностранного языка, несомненно, сталкивался с проблемой выбора методики и подхода в обучении грамматике. В свою очередь, возникают актуальные вопросы: Какое место должна занимать грамматика при обучении иностранному языку? Каким образом следует построить процесс обучения для достижения максимально положительного результата? На протяжении многих десятилетий было изобретено и использовано огромное количество методик и подходов (начиная от утверждения, что иностранный язык может быть изучен только через грамматику (так называемый грамматико–переводный или сознательный метод) и, заканчивая совершенно противоположным утверждением, что при изучении языка нет необходимости упорно заниматься грамматикой (прямой или тренировочный метод)), целью которых является рационально выстроить схему действий, призванных не только увеличить уровень восприятия и усвоения грамматических явлений, но и оптимизировать ход учебного процесса (повысить мотивацию учащихся, вызвать интерес к изучению данного аспекта, добиться активности, самоотдачи учеников, возбуждать каждого раскрыть свои творческие способности в ходе работы) [ HYPERLINK "http://nsportal.ru" http://nsportal.ru].
Не смотря на то, что без знания грамматики практически невозможно научиться общению на данном иностранном языке, в новых стандартах ФГОС не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Концепция модернизации образования в Российской федерации до 2016 года определяет социальные требования к системе школьного образования следующим образом: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны" [www.government.ru].
Каждый учитель выбирает собственный путь, по которому он будет доставлять необходимые знания учащимся. Количество методик, а также возможность их варьирования достаточно велика, однако интенсивно меняющаяся действительность заставляет нас прибегать к более новым и усовершенствованным вспомогательным средствам. В настоящее время использование различных гаджетов, интернет-ресурсов, образовательных программ, а также проектных форм обучения является передовым в обучении иностранному языку. В нашей статье, исходя из собственного опыта, мы проведем краткий обзор тех из них, которые по-нашему мнению, являются наиболее интересными и результативными.
В первую очередь следует отметить, что главной задачей учителя на уроке, помимо образовательной, является также привлечение внимания ученика, вовлечение его в активную деятельность, а также раскрытие внутренних достоинств и талантов, которые помогут учащемуся с удовольствием изучать грамматические явления, что само по себе означает успешность освоения материала в ходе учебного процесса.Игровая форма работы на уроке – довольно старая, однако эффективная форма работы на уроке. Инновационность в данной сфере проявляется в возможности учителя внести свой вклад, используя свою фантазию, чтобы придумать новые игры, которые будут способствовать наилучшему восприятию материала, так как игры – оптимальный вариант для создания легкой атмосферы, где ученик сможет чувствовать себя свободно и непринужденно, открывая в себе новые возможности.
Проектная методика - которая обеспечивает личностно- ориентированное обучение иностранному языку, как один из способов познавательной деятельности, самостоятельности, самореализации, развития творческого мышления ученика. По М.Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике обычно работа происходит со смешанными проектами, в которых прослеживаются признаки информационных, творческих, практико-ориентированных и исследовательских. Проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых.
Реализация принципа связи обучения с реальной жизнью(опытом, который ученик получил из реальных ситуаций),а также связи с практикой обязательно. Один из путей самовыражения школьников-показать свои реальные достижения, результаты работы, которую провел ученик за определенный период времени [http://school32-nv.ru]. На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried- Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др [http://teacher.gim2.ru].
В процессе создания проекта можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит определение цели, выявление проблемы, уточнение конечного результата, выбор рабочих групп, распределение ролей в команде, сбор информации.
2. Основной этап (этап выполнения проекта). На данном этапе происходит поиск необходимой информации.
3. Заключительный этап (этап защиты проекта). Подведение итогов, обсуждение, рефлексия.
Что касается грамматической стороны проектного метода, то мы с уверенностью можем использовать различные дополнительные требования к проведению работы. Например, при синтезировании информации, преобразовании ее в конечный текст необходимо выполнить условие: использовать как можно больше времен как Present, так и Past и Future, либо, в зависимости от пройденного материала поставить условие наиболее подходящее для определенной цели. Существует огромное количество способов и форм обучения языку с помощью ИКТ в общем (коммуникативный подход): 1) Обзор и обсуждения различных новостных сводок, глобальных проблем на сайтах различных представителей СМИ; 2) Обзор и рассуждения на тему различных аутентичных фильмов, видео-, аудиофайлов; 3) Ведение бесед (например, по Skype), переписка с друзьями, знакомыми из иноязычных стран посредством электронной почты, социальных сетей и т.д.; 4) Участие в различных международных семинарах, Интернет- конференциях и иных сетевых проектах; 5) Создание различных сайтов, либо презентаций (возможно самостоятельно, либо с помощью учителей, преподавателей). Также возможен обмен между преподавателями из других стран по всему миру; 6) Использование новейших игровых языковых платформ: ( LINGUALEO ( http://lingualeo.com/ru), DUOLINGO (http://duolingo.com/ru) и так далее); 7) Работа со специальными сайтами, имеющими специальные направления (лексика, грамматика, фонетика и так далее) (например, English 101 Grammar, поможет при подготовке к урокам по грамматике, при составлении тестов и контрольных работ. По каждому правилу предлагается серия тренировочных упражнений. [http://lessons.englishgrammar101.com]);На уроке английского языка нами было опробовано использование проектной методики в тандеме с использованием игровой платформы LINGUALEO, различные игровые моменты, а также мы попытались пообщаться с носителем языка, студенткой из Америки, с помощью сайта Facebook, с помощью которых учащимся 7 класса было возможно максимально полно изучить тематику времен Present.
Использование данных форм работы на уроке позволяет сделать процесс обучения грамматике очень интересным, увлекательным для учеников, так как в процессе учащийся наслаждается тем, что он разбирается в этой теме, высказывает свое мнение, идеи, при этом употребляя грамматические конструкции, формирует навык его употребления, который в будущем останется на подсознательном уровне. В конце нашего эксперимента по внедрению инновационных форм работы на уроке иностранного языка, с помощью результатов контрольных тестов, опроса, рефлексии было выявлено, что большинству учащихся нравится использование новых технологий в обучении, практически в равной степени каждая из использованных нами форм работы на уроке.
Подводя итоги нам бы хотелось отметить, что в связи с компьютеризацией очень сложно стало вызвать интерес учащихся к учебному процессу. Поэтому использование ИКТ, как одного из средств в изучении языка является огромным плюсом как для учеников, так и для учителя. Использование же совместно данных форм работы, априоре будет иметь успех среди учеников, так как, если каждый из нас вспомнит себя, урок становится намного интереснее, если учитель вовлекает тебя в процесс, заинтересовывает актуальными вещами.