Родная природа в лирике С.А. Есенина и Н.М. Рубцова (6 КЛАСС)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА
Марадудо Ольга Ивановна
учитель русского языка и литературы
Родная природа в лирике С.А. Есенина и Н.М. Рубцова
урок литературы
6-й класс




Цели урока:
Образовательные:
проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
отрабатывать навыки анализа стихотворений;
развивать воображение учащихся.
Воспитательные:
прививать любовь к родной природе и родине;
содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к стихотворениям о природе.
Развивающие:
формировать навыки публичного выступления;
формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные умения:
умение извлекать информацию из разных источников;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять письменные тезисы;
умение подбирать цитаты.
Тип урока: урок-беседа.
Оборудование:
портреты поэтов XIX и XX веков;
репродукции пейзажей русских художников;
иллюстрации учащихся к стихотворениям;
компьютер, видеопроектор, экран, презентация;
учебники, тетради по литературе.
Методические приемы:
Учебный диалог, анализ лирических произведений, аналитическая беседа .

Ход урока
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик-В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. И. Тютчев
В очарованье русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
1. Учитель (читает строки Тютчева). Эти замечательные строки принадлежат великому русскому поэту второй половины 19 века, нашему земляку, Ф. И. Тютчеву. Вдумаемся в эти слова.
– К кому обращается поэт в стихотворении? С кем он спорит?
– Тютчев употребляет устаревшее слов “мните”. Объясните его значение.
– Что значит “не слепок”?
– Что присуще природе, по мнению Тютчева? Какова она?
Учитель. Поэзия Тютчева, как и других русских мастеров слова, исполнена любви и преклонения перед родной природой, её неподражаемой красотой, восторга перед её очарованием.
Продолжая традиции поэтов 19 века, русский поэт 20 века Н. Заболоцкий пи-сал: (учитель читает эпиграф № 2). Тема нашего урока так и будет называть-ся: “Очарованье русского пейзажа в поэзии 20 века”. Запишите тему урока в тетрадях.
2. Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов 20 века, про-долживших традиции Тютчева и других мастеров слова в своём творчестве. В этих произведениях природа предстаёт живой, меняющейся, многоликой, чарующей. Вспомним сти-хи А. Блока, с которыми мы познако-мились на прошлом уроке.
Учащиеся читают наизусть стихи А. Блока “Летний вечер”, “О, как бе-зумно за окном”.
– Какой мы видим природу в этих стихотворениях? Какие средства вырази-тельности использовал Блок? Чем понравилось стихотворение?
3. Учитель. Русская поэзия 20 века дала миру немало блистательных имён. Среди них С. А. Есенин.
– Что вы знаете об этом поэте? (Ученики рассказывают о Есенине.)
Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.
4. Прослушивание стихотворения “Мелколесье. Степь и дали”.
– Какова тема стихотворения? О чём оно?
– Какую природу описывает поэт?
– Хоть это и неказистый пейзаж, но какие чувства вызывает он в лирическом герое?
– Как вы понимаете слова: “Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы”. Какое чувство здесь выражается?
– Каковы особенности лирического героя? (Автобиографический образ.)
- Почему лирическому герою хочется прослезиться? Какие воспоминания будит у него пейзаж?
– Лирический герой стихотворения говорит только о своих чувствах или о чувствах многих людей?
– Какие художественные средства использовал Есенин в стихотворении для выражения чувств лирического героя?
– Какую роль играет образ берёзки?
– Какие ещё народные мотивы слышатся в стихотворении?
5. Учитель. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зим-нем лесу.
Чтение учителем стихотворения “Пороша” на фоне музыки.
– Какие картины рисуются в вашем воображении при чтении этих строк? Нарисуйте словесную картину.
– Рассмотрите репродукции картин и иллюстрации к стихотворениям, сравните изображённое здесь и “увиденное” вами. Что общего и различного? Такою ли вы увидели природу, как авторы репродукций и иллюстраций? Какие работы, на ваш взгляд, наиболее удачны?
– Что общего у этого стихотворения с предыдущим?
– Каким мы видим лес?
– Какие образы, слова роднят это стихотворение с фольклором?
– Какие художественные средства использует автор в “Пороше”? (Олицетворения и сравнения.)
– Что достигается благодаря этим средствам?
(Вся природа, несмотря на зиму, живая: и старушка сосна, и вороны, и дятел, и конь.)
– Слышим ли мы лесные звуки? Благодаря чему это достигается? (Автор использует аллитерацию (з-с), ассонанс (а, у).)
– Если в стихотворении “Мелколесье, степь и дали” на первом плане но-стальгические воспоминания поэта, то в “ Пороше” что важнее? Чему более всего уделяет внимание Есенин?
Учитель. Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравне-ниям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.
– Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? (“Кладовая солнца” М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратын-ского.)
– Попробуйте прочитать стихотворения Есенина, сохраняя эмоциональный настрой и интонацию текста.
6. Учитель. Стихи Сергея Есенина столь мелодичны, что многие из них ста-ли песнями. Да и сам он свои стихи часто называл песнями. Одну из них “Над окошком месяц, под окошком ветер” мы сейчас послушаем.
Звучит песня.
– Какие чувства преобладают в песне – весёлые или грустные?
– О чём эта песня – о любви, о прошедшей юности, о жизни человека?
Учитель. Есенин в своих стихотворениях описывал родную природу. Пусть она неяркая, невыразительная, нероскошная, но любимая навек, до боли в сердце, до слёз. Сам поэт становится лучше, чище, забывая обо всём суетном и постороннем, ведь такому внимательному, наблюдательному художнику, как Есенин, радость от очарования русского пейзажа доступна, открыта.
7. Учитель. В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придаёт им бодрость и мирит их с тревожной и тяжёлой жизнью. Одним из таких поэтов был Николай Ми-хайлович Рубцов.
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК. 3 января 1936 года в посёлке Елецк Архангельской об-ласти в семье Рубцовых родился четвёртый ребёнок, которого нарекли Ни-колаем. (Слайд № 2.) Детство будущего поэта пришлось на военные годы. Рубцов рано остался сиротой. Мать умерла, отец ушёл на фронт. Мальчик оказался в детском доме в селе Никольском. (Слайд № 3.) Из детских нелас-ковых лет вынес Коля не ожесточение и ненависть, а совсем другие чувства – мудрое и какое-то глубокое, спокойное осознание красоты жизни. Этому, ко-нечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев:
Вот, говорят,Что скуден был паёк,Что были ночиС холодом, с тоскою.Я лучше помню Ивы над рекоюИ запоздалый в поле огонёк.
ВТОРОЙ УЧЕНИК. Ещё до службы в армии Рубцову пришлось сменить множество профессий: он окончил два курса “лесного” техникума, пытался поступить в мореходное училище (в 14 лет, закончив 7 классов, поехал в Ри-гу, к морю), был кочегаром на тральщике “Архангельск”.(Слайд № 4.) Руб-цов постоянно всматривается в природу, учится у неё. Об этой наблюдатель-ности стихотворение “Воробей”:
Чуть живой. Не чирикает даже.Замерзает совсем воробей.Как заметит подводу с поклажей,Из-под крыши бросается к ней!И дрожит он над зёрнышком бедным,И летит к чердаку своему.А гляди, не становится вреднымОттого, что так трудно ему…
После четырёх лет службы на Северном флоте Рубцов возвращается в Ленин-град. Экстерном закончив вечернюю школу, он поступил в Литературный ин-ститут, который находится в Москве, и переезжает в столицу. Как-то на сту-денческой вечеринке читали стихи “по кругу”…Настал черёд поэта-перво-курсника, паренька из Вологды. И Рубцов прочитал “В горнице моей светло”.
(Слайд № 5.) Произошла некоторая заминка: больно уж всё просто, даже на-ивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия-дело серьёзное. Мы в космосе, а ты – “матушка принесёт воды”.
Звучит песня “В горнице моей светло”.
Третий ученик. Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил: “Если вы спросите меня: на кого большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он – художник по организации его натуры, поэт по призванию”.
Но жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году он перевёлся на заочное отде-ление и уехал в Вологду. Николай Рубцов боготворил Россию, её природу, обычаи, верования. В тяжёлые минуты, когда сознание одиночества и забро-шенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, сливаясь с природой.
Четвёртый ученик читает стихотворение Н.Рубцова “Я люблю, когда шумят берёзы”. (Слайд № 6.)
Учитель. Из всех “источников света” Н.Рубцов особенно любил огоньки и звёзды. Звёзды – это ведь тоже маленькие огонёчки на пустынном “поле” тёмного небосвода. Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, но способны поддержать человека своим существованием, тем, что они есть, ведь “если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно". Огонёк – это всегда надежда на то, что впереди – люди, доброта, помощь.
8. Прослушивание стихотворения “Звезда полей” в исполнении Б.Галкина. (Слайд № 7.)
– Запишите в тетрадях название стихотворения и продолжите фразу: “Я по-нимаю это стихотворение так…” Затем встаньте, походите по классу, прочи-тайте записи товарищей, вернитесь на место и допишите то, что показалось вам близким, интересным в ответах других ребят.
Беседа по стихотворению.
– Каким чувством проникнуто стихотворение?
– Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. ( Запись в тетра-дях.)
– Назовите ключевые слова этого стихотворения.
– Какие художественные средства помогают поэту передать взволнованность и любовь к родной земле?
– Какой образ создаётся в стихотворении благодаря повторяющемуся слово-сочетанию “звезда полей”?
– Обратите внимание на знаки препинания. (Несколько многоточий.)
– С какой целью употреблены они в стихотворении?
– Какое значение имеет название стихотворения?
Учитель. Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим обра-зам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Бо-гу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. Звезда полей, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она “горит, не угасая, /Для всех тревожных жителей земли”. Образ звезды повторяется и в стихо-творении “В горнице”.
9. Прослушивание песни “Звезда полей” в исполнении А.Градского.
– Как, по-вашему, удалось ли певцу выразить то, что хотел сказать нам Руб-цов?
10. Работа с иллюстрациями к стихотворениям Н.Рубцова.
11. Учитель. В одном из стихотворений Рубцов написал:
Но я у Тютчева и ФетаПроверю искреннее слово,Чтоб книгу Тютчева и ФетаПродолжить книгою Рубцова! (Слайд № 8.)
– Как вы понимаете эти строки? Можно ли сделать вывод о том, что Рубцов продолжил лучшие традиции поэтов 19 века? А А.Блок и С. Есенин?
12. Рефлексия.
– Соответствует ли образ природы, созданный этими поэтами, пониманию природы Тютчевым? Как относятся к природе поэты 20 века?
– Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока?
– В чём, по-вашему, заключается очарование русского пейзажа?
– Каково значение литературы как предмета, изучаемого в школе?
Учитель. Природа сотворена для человека, а человек должен хранить даро-ванное ему свыше. Поэты и писатели XIX и XX в. не просто описывали при-роду в своих произведениях, показывая её живой, одухотворённой, но стре-мились передать её национальный колорит, её неповторимый облик, её оча-рование, увидеть и понять которое под силу не каждому человеку, а только наблюдательному, прозорливому, талантливому. В этом заключается важное значение литературы как духовно - нравственной основы России.
13. Оценки за урок.
14. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение и сделать его анализ в тетради.