Использование элементов инновационных технологий на уроках математики


Использование элементов инновационных технологий на уроках математики.
Инновационные технологии – это целенаправленный системный набор приемов и средств организации учебной деятельности, охватывающий весь процесс обучения от определения до получения результатов.
Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему приобрести специфические способности к созданию своей собственной методики преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший учитель, опытный учитель и у каждого она своя.
Рассмотрим некоторые технологии, которые учителя математики используют в своей работе.
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций на этапе мотивации изучения темы:∙Тема «Арифметическая прогрессия».
Однажды у индийского раджи сильно заболел сын. Много лекарей пытались его излечить, но никому из них это не удавалось. Тогда раджа пообещал, что даст все, что попросит вылечивший лекарь. И нашелся такой лекарь, он излечил сына раджи. За платой он пришел с шахматной доской и попросил на первую клетку положить две золотые монеты, а на каждую следующую клетку класть на две монеты больше. Подсчитайте гонорар лекаря.
Ответ: На шахматной доске 64 клетки, 2+4+6+8+10+…+124+126+128=…
Число 128 надо найти перебором, а это долго. Далее замечаем, что 2+128=130, 4+126=130, 6+124=130 и так далее. Всего таких пар 32, значит 32∙130=4160. А если бы мы с вами знали формулу для вычисления числа 128, а также формулу для нахождения суммы этих чисел, то задача решалась бы гораздо проще. Вот вам и мотовация!
Однажды учителю начальной школы понадобилось надолго занять учеников самостоятельной работой. Он попросил их найти сумму последовательных натуральных чисел от 1 до 100. Через пару минут один мальчик дал абсолютно правильный ответ. Этим мальчиком был будущий великий математик Карл Гаусс. Попробуйте и вы найти эту сумму.
Ответ: 1+2+3+4+…+97+98+99+100, следует заметить ,что сумма первого и последнего числа равна 101, 2+99=101, 3+98=101, и так далее. Всего таких пар 50, значит сумма будет равна 50∙101=5050
Технологии коллективных способов обучения (групповая технология)- это такая организация при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах и группах, где каждый учит каждого.
Класс делится на группы. В каждой группе есть ученик с высоким уровнем обучаемости. Это консультант. Каждая группа получает подборку задач разного уровня сложности: от простых к более сложным. В течение первого урока группы должны не только решить эти задачи, но и обучить решать каждого члена группы. На втором уроке проходит защита решений. Учитель вызывает к доске по одному ученику из каждой группы и предлагает решить задачи, подобные тем, которые были решены на первом уроке.
Технология уровневой дифференциации.
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельности творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе, в соответствии с их возможностями. Данная работа помогает удерживать внимание на уроке. Ребята заняты посильным трудом. У учителя есть возможность помогать слабому и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях , слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Выбор той или иной технологии на уроке учителем зависит прежде всего от уровня класса, количества детей в классе. Чаще всего учитель использует какие –то элементы разных видов технологий. В любом случае поиск чего –то нового дает учителю надежду на повышение интереса учеников к предмету, а главное на улучшения восприятия нового материалы , повышения работоспособности и желанию решать, решать и еще раз решать задания.
Антонова Лариса Анатольевна