Использование элементов инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ.


Использование элементов инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ.
«...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»
В. Сухомлинский
Цель моей педагогической деятельности можно сформулировать так: используя элементы инновационных педагогических технологий (развивающее обучение, проблемное обучение, проектная деятельность, информационные технологии) на уроках ОБЖ , а так же во внеурочную деятельность, активно способствовать развитию ценностно-мировозренческих и информационных, компетенций у учащихся.
Ценностномировозренческая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Здесь важно иметь грамотное представление об окружающем мире, себе и возможностях.
Как утверждают учёные мы воспринимаем:
10% из того, что мы читаем
20% из того, что мы слышим
30% из того, что мы видим
50% из того, что мы видим и слышим
70% из того, что обсуждаем с другими
80% из того, что мы испытываем лично
95% из того, что мы преподаём кому-то ещё.
Мировоззрение ученика, его ценностная ориентация, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем могут быть сформированы только при комплексном освоении знаний и умений из различных предметных областей, при глубоком понимании учеником всех возникающих взаимосвязей. Целостное понимание действительности способствует формированию умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. А также применять решения.
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку это - процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Данный процесс является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, так как содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволит:
оптимизировать и модернизировать процесс обучения;
осуществлять диагностику и управление учебным процессом;
использовать средства информационных технологий, недоступные в традиционном образовательном процессе, а также возможности мультимедиа-технологий;
организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и предоставлению обучаемым знаний;
развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности;
стимулировать мотивацию учащихся к обучению;
повышать их социальную и профессиональную мобильность;
расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений школьников.
Все учителя уже успешно используют в своей профессиональной деятельности готовые компакт-диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства — интерактивные доски и диски конструкторы уроков. И главная задача — найти им место в системе уроков.
Диски конструкторы уроков представляют собой программный комплекс позволяющий осуществлять подбор необходимого материала у урокам. Эти диски позволяют создавать презентации. В диски включены тексты ( биографии, словарь, хрестоматии), визуальные образы(рисунки, анимации, карты, фотографии, определитель, видео), есть тестовые задания, интерактивные лабораторные работы.
Лабораторные работы позволяют самостоятельно провести в интерактивном режиме наблюдения за процессами, происходящими в живых системах, сделать выводы. В рубрике Анимация приведены анимированные блок-схемы и рисунки. В рубрике Таблицы представлена обобщенная и систематизированная информация. Рубрика подготовка урока позволяет формировать структуру и содержание урока: добавление необходимого материала, редактирование разделов урока, наполнение медиресурсами.
Диски Конструктора уроков обеспечивают удобную и интуитивно понятную навигацию, позволяет сохранять и впоследствии использовать шаблоны структуры урока. А самое важное, созданные вами урок с помощью диска дома, вы можете сохранить и принести в школу на флешке и свободно использовать на уроке.В педагогике различают несколько моделей обучения:
-пассивная – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
-активная – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
-интерактивная – взаимодействие. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Использование интерактивной доски и дисков конструкторов помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными. Учителю становится проще донести информацию до каждого ученика в классе. Конечно, со всеми необходимыми программами можно работать, сидя за компьютером, но размер экрана не позволяет всем ученикам участвовать в работе. Но можно завладеть вниманием всего класса, показывая те же материалы на интерактивной доске. Такие занятия позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. Работа с дисками конструкторами и интерактивной доской помогает учителям проверить знания учащихся.
Учитывая возрастные особенности детей, важно построить урок интересно, задействовать все каналы восприятия информации (зрение, слух, тактильные ощущения). В зависимости от темы и задачи урока учитель может выбрать ту игру, которая поможет отработать различные навыки. Технология обучения с использованием интерактивной доски позволяет учащимся видеть реалистичные двумерные и трехмерные объекты, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь руками доски. Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения. Уроки ОБЖ становятся более зрелищными.
Таким образом, предоставление материала на интерактивной доске с использованием дисков конструктлров в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе, позволяет добиться высоких результатов обучаемости, которые можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов, что практически невозможно осуществить при традиционном обучении.