Статья Использование элементов инновационных технологий в начальной школе


Использование элементов инновационных технологий в начальной школе.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология – это искусство, мастерство, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Серьезные изменения, происходящие в политической, социально-экономической сферах общества предопределяют изменения и в сфере образования, т.е.изменение целей, задач, стратегий его развития. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки непосредственно учебного процесса и производства. Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование же несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании с использованием элементов компьютерных технологий дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство, культуру, быт, науку, искусство, образование. Поэтому учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо уже с первого класса.
Все современные технологии обучения в качестве важного компонента содержат применение элементов информационных технологий. В тематическое планирование включается перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. В нашей школе все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами и комплектами «Кабинет начальных классов. При планировании урока применяется иллюстративный материал, тренировочные или контрольные задания на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями. Применение элементов компьютерных технологий индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Так, например, ребенку с доминированием визуальной системы восприятия комфортнее выполнять задания по окружающему миру на компьютере в то время, когда учитель проводит фронтальный опрос. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, предлагается поработать за компьютером в наушниках, пока весь класс повторяет домашнее задание или выполняет письменные задания.
Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, учитель может оптимизировать работу за компьютером в группах. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках по ознакомлению с окружающим миром. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускавших занятия по болезни. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников проводится компьютерное тестирование вместо традиционной самостоятельной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний используется компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. Безусловно, использование компьютера и других технических средств обучения возможно применять только при условии соблюдения гигиенических норм и требований к ним.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. У нас в школе успешно используется соединение элементов компьютерной технологии с проектно-исследовательской работой. Благодаря введению основ изучения информационной грамотности в начальной школе учащиеся к 3 – 4 классу способны выполнять элементарные задания, связанные с работой в текстовом редакторе, поисковой сети Интернет, составлять простейшие мультимедийные презентации в программе Power Point. Последовательная проектно-исследовательская деятельность учащихся совместно с учителем, сверстниками, родителями позволяет получить интересный конечный результат. Развитие мыслительных операций (логическое мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать т.п.), навыков чтения, умения находить и отбирать нужную информацию. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младший школьник раскрывает себя как личность в новом качестве. Повышение самооценки, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения.
Формирование ключевых компетенций должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новой формой изложения содержания. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование основных исследовательских умений и навыков, применять элементарные знания информационных технологий на практике. Все это является отправной точкой для развития личности в целом в средней и старшей школе.