Статья СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ю.А.Фалина
МБОУ СОШ с.Афанасьево Измалковского района Липецкой области
В статье рассматриваются вопросы использования современных инновационных технологий на уроках английского языка как эффективное средство совершенствования качества образования.
Ключевые слова: инновационные технологии, качество образование, информационные технологии, проект, исследовательская работа, интерактивный метод.
Одной из актуальных проблем, стоящих и перед Россией, и перед мировым сообществом, является проблема совершенствования качества образования. Ее решение требует переосмысления целей образовательного процесса, уточнения его содержания, разработки адекватных технологий.
Инновационные изменения, произошедшие за последнее время в образовании: модернизация, профилизация, введение государственных стандартов второго поколения, Единый государственный экзамен по иностранному языку заставляют задуматься над тем, что «вечные» ценности и цели образования в новых условиях видоизменяются, и задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым.
Согласно практики, традиционные методы и приемы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными? Каким образом учитель должен научить ребенка быть не единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить и работать в социуме?
Реализация предъявляемых требований невозможна без применения инновационных технологий. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.[1]
Новые методики трудно представить без современных информационных технологий. Интернет является не только источником информации, но и средством межкультурной коммуникации, по сути – это международное многонациональное, поликультурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, включаясь в него, мы создаем модель реального общения. Использование информационно‐коммуникационных технологий обучения значительно разнообразит процесс восприятия и обработки информации. Благодаря компьютеру, интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности.[3]
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.
Использование проектной технологии в обучении английскому языку в современной школе также становится все более актуальной. И не случайно, ведь метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, метод проектов способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.[2]
   В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Технология исследований- это модель обучения, которая вовлекает учащихся в решение сложных проблем, ставя их в активную позицию взрослого человека для решения важных вопросов.
Исследовательская работа по английскому языку в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.[4]
Так же, для достижения требуемых результатов освоения основной образовательной программы в рамках системно-деятельностного подхода наиболее актуальной методикой преподавания иностранных языков (в частности, английского) является технология интерактивного обучения.
Для чего мы используем методы интерактивности на уроке? Во-первых, усиливается активная роль учащегося на уроке, во-вторых, возникает мотивированный интерес ученика к изучению английского языка, всё это ведет к созданию условий, при которых развивается речевая компетенция в говорении, чтении, письме и аудировании, а, соответственно, данная деятельность происходит во взаимодействии, взаимообучении, взаимопонимании. На данный момент внедрение интерактивных форм обучения в работу учителя является одной из самых перспективных, нужных и отвечающих современным требованиям методик.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.[5] Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В отличие от субъект-объектного подхода ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.[6]
Интерактивный подход помогает сделать процесс овладения базовой коммуникацией английского языка на школьном уровне более эффективным.
Таким образом, совершенствование образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным и  насыщенным.
Литература:
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
4. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.    заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002