«Использование компьютерных технологий на уроках в начальных классах»


«Использование компьютерных технологий на уроках в начальных классах»
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий.
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и компьютерные технологии.
Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения и использования ИКТ в учебной деятельности.
Компьютерные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые компьютерные технологии. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я хочу познакомить вас с компьютерными технологиями, которые используются в начальной школе, а в частности
моём классе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
На уроках я активно использую электронные диски с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного  возраста
С введением аттестации в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Обучающиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но и умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе с использованием компьютера.
Когда первый раз ученикам моего класса было предложено ответить на вопросы компьютерного теста с использованием специальных дисков по программе «Школа России», я сомневалась – всё ли у них получится? Однако мои опасения оказались напрасными – абсолютно все ученики справились с предложенным заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-компьютерных технологий! Минус то, что в классе один компьютер, но время не стоит на месте, и я надеюсь, что скоро компьютер в виде ноутбука появится на каждой парте.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое, как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым развивая образное мышление обучающихся.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение урока. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней мы передвигаем объекты и надписи (устанавливаем соответствия), добавляем комментарии к текстам и рисункам (можно не только выделить рисунок, но и увеличить изображение, используя инструмент «Лупа»). Делаем к диаграммам комментарии (возможность делать записи с помощью маркера или даже только одним пальцем). Выделяем ключевые области и добавляем цвета (разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним). У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи обучающихся. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться обучающимся, сохраняться на флешках, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала обучающимися начальных классов. Ребята считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в учебной деятельности.
В прошлом году мне посчастливилось получить такое оборудование, как документ-камера. Я была в восторге, так как поняла, какое это  современное и многофункциональное оборудование.
Хочу поделиться с вами небольшим опытом работы с документ-камерой на уроках в моем классе.
Мы, учителя начальных классов, все писали мелом, чтобы "перенести" печатные тетради, особенно для первоклассников, на доску. На переменах и задолго до уроков я всегда "копировала" страницы прописей на меловой доске. С появлением сканера стала дома сканировать страницы тетрадей, перебрасывала на флешку, приносила в школу и с помощью проектора выводила информацию на интерактивную доску. Но с появлением в моём кабинете документ-камеры подготовка и проведение уроков вышли на новый уровень. А самое главное, ученикам интересно, им очень нравится работать с документ-камерой.
Довольно типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.
На уроках обучения письму  я ежедневно использовала документ-камеру, чтобы "вывести" страницу прописи на интерактивную доску, чтобы показать, ЧТО и ГДЕ писать. Обучающиеся на доске работали с буквами, словами и предложениями .Они смело делили слова на слоги, ставили ударение, раскрашивали схемы, находили и подчёркивали орфограммы, отмечали цветом буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. 
Проверка правильности выполнения различных заданий   не обходится на моих уроках без документ-камеры. Беру тетрадь ученика, правильно выполнившего задание, кладу под объектив документ-камеры и прошу сравнить свою работу с работой на доске. Ученики с удовольствием демонстрируют свои странички с красивыми образцами перед одноклассниками. Все очень стараются! Прошу обучающихся оценить себя им своего соседа по парте. Рефлексия помогает увидеть продвижение каждого ребенка. 
Неоценимую помощь оказывает документ-камера и на уроках изобразительного искусства, технологии, окружающего мира! С её помощью мои второклассники рассказывали друг другу о своих многочисленных проектах. А как они любят демонстрировать и фотографировать свои рисунки и поделки для портфолио! Краска и клей еще не высохли на листе, а мы очень аккуратно подставляем свою работу под объектив камеры.
Подготовка к урокам с использованием компьютерных технологий требует больше времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки значительно эффективней обычных.
Я уверена, что использование интерактивного оборудования является плодотворным и целесообразным. Это экономит время педагога, является прекрасной методической поддержкой уроков, развивает творчество и инициативу, заставляет шагать в ногу со временем, используя новинки компьютерных технологий в образовании.