Выступление по теме Формирование познавательных УУД через технологию личностно-ориентированного обучения


Тема «Формирование познавательных УУД через использование технологии личностно-ориентированного обучения»23.03 2016 г.
Сл2Своё выступление я бы хотела начать со слов Ирины СергеевныЯкиманской(автора технологии ЛОО):
«Школа-это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность»
Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.
Сл.3 Основная и очень ответственная задача школы, а значит каждого учителя– раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться.
Для этого нужна единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым.
Разнородная образовательная среда – это развивающая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для развития ученика.
Личностно-ориентированноеобразование - это одна из технологий позволяющая организовать учебный процесс с позиции системно -деятельностного подхода, то есть ФГОС.
Технология личностно-ориентированного обучения - это объединяющее начало для других технологий, она универсальна и используется на любом уроке.
Она включает в себя элементы таких технологий как:Сл. 4
- технология сотрудничества;
- технология развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- технология уровневой дифференциации;
- технология индивидуального обучения.
Сл. 5 Иоганн Генрих Песталоцци говорил «Мои ученики – будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика:Сл. 6
- самостоятельно ставить учебные цели,
- проектировать пути их реализации,
- контролировать и оценивать свои достижения,
- иначе говоря – формируется умение учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. А задача педагога организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать условия для развития личности и ее самореализации.
Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока, вы хорошо это знаете, Сл. 7
Яостановлюсь более подробно на познавательных УУД.
Познавательные УУД включают: Сл. 8
- общеучебные умения,
- логические знания,
- знаково-символические знания,
- постановку и решение проблемы.
Напомню вам, на формирование, каких умений направлено каждое из действий.
Сл.9Общеучебные действия направлены на:
-поиск и выделение необходимой информации,
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Сл.10Логические действия на:
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез- составление целого из частей,
- установление причинно- следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- умение выделять закономерности и осуществлять операции сравнения и классификации.
Сл.11Знаково– символические действия на:
- преобразование модели с целью выявления общих законов,
- умение использовать знаково-символические средства для обработки информации и осуществлять ее переработку для дальнейшего применения.
Моделирование - преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Сл.12Постановка и решение проблемы направлено на:
- формулирование проблемы,
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Известно, что познавательные УУД формируются в комплексе.
И я вам это покажу на примере заданий, которыеиспользую на своих уроках.
Рассмотрим первое задание.Сл. 13
Детям предлагается найти значения выражений.
(128 + 57) ∙ 36; 43 ∙25 + 62∙25; (355 – 155)∙18;
(43 +62) ∙25; 355∙18 - 155∙18; 128∙36 + 57∙36.
Учащиеся считают, находят ответ.
Тем самым у них формируются общеучебные ПУУД.
Следующий вопрос направлен на формирование ЛОГИЧЕСКИХ УУД - Как, не вычисляя, можно найти выражения, значения которых равны? Дети высказывают свои предположения. Запишите полученные равенства в тетрадь. Пример одного равенства на слайде Сл.14
Третий вид ПУУД – это ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ. Учащимся предлагается записать эти равенства в общем виде с помощью букв.
Сл. 15 Проверка работы на слайде: (а+b)∙с =a∙c +b∙с, (а-b)∙с =a∙c - b∙с. Выводится распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.
Рассмотрим второе задание.
2) Исключите лишнее уравнение:Сл.1624 +a= 875 ∙ а= 110 2 ∙а+4=20135 – а= 16. Дети выбирают лишнее уравнение.
Сл.17Почему это уравнение лишнее? Сколько действий в уравнении? Шагов? Отсюда и название уравнения? Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая недостаточность знаний, вместе с детьми определяет тему и цель урока.
3) Следующее задание.Сл. 18Задача:Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?
При выполнении этого задания происходит установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; моделирование. Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, учащимся необходимо составить выражение Сл. 19(модель будут называть в 7 классе) а - 4·b, тем самым формируются логические изнаково- символические ПУУД.
Развивая познавательные УУД учитель привлекает детей к открытию новых знаний, вместе с учениками обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.Дети должны увидеть практическую значимость того, что они изучают.
Рассмотрим несколько задач практической направленности.Сл. 20
4) Задача:Длина аквариума 80 см, ширина 50 см, высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см? (180000 см3)
Проблема в том, дети не знают формулу для нахождения объема параллелепипеда. Формулируется проблема, и создаются способы ее решения.
Сл. 21Задача:3 маляра должны покрасить фронтон дома в форме прямоугольного треугольника со сторонами 3 и 4 м. Хватит ли им банки краски, массой 1 кг, если на ней написано: площадь покрытия 100 г/м2?
Переведем задачу на математический язык. Учащимся задается вопрос: Что надо сначала узнать, чтобы потом покрасить?....Дети отвечают:
- Площадь поверхности, которую надо покрасить. Площадь прямоугольного треугольника. Проблема в том, что дети не знают как найти площадь прямоугольного треугольника.
Формулируются тема и цели урока. Затем выводится формула площади прямоугольного треугольника. Учащиеся производят необходимые расчеты и отвечают на вопрос задачи.
Можно предложить детям, составить дополнительный вопрос к задаче. (Например, сколько краски осталось? Что можно выкрасить дома? Рассчитать хватит ли краски?)
Таких задач можно подготовить к уроку достаточно много.
Сл. 22 Следует отметить, что при выполнении таких заданий, у учащихся вместе с познавательными УУД, также формируются регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами:Сл. 23
Помните,
что знает не тот, кто пересказывает,
а тот, кто использует на практике.
Найдите способ научить ребенка
применять свои знания на практике.
Сл. 24Спасибо за внимание! Творческих успехов!