ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы о применении современных информационных технологий в воспитательном процессе при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: умственная отсталость, информационные технологии, воспитание, интерактивный, презентация
Использование современных информационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые вывели педагогов на новый уровень педагогической рефлексии и позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия.
Использование ИКТ и его применение зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности могут быть применены данные технологии. Также использование информационных технологий позволяет видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем: происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания; интегрированное изучение предметов; взаимодействие процессов обучения и воспитания; познание мира осуществляется в результате создания его модели.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. От воспитателя зависит, как организовать внеурочную деятельность с помощью информационных технологий таким образом, чтобы практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Как пример - применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе, существенно облегчающее трудозатраты по ведению документации воспитателя, а значит, оставляющее больше времени для работы с обучающимися. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение обучающихся в жизнь группы. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.
Как же информационные технологии могут помочь современному воспитателю коррекционной школы 8 вида в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта. Использование информационных технологий в моей работе – это: подбор иллюстрированного материла к занятиям и для оформления стендов, класса; подбор дополнительного познавательного материала к внеклассным занятиям, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий, подбор материла для родительских собраний; составление тестов, ребусов, дидактических игр, коррекционных упражнений различной направленности; знакомство с разработками других педагогов России и зарубежья; средство хранения информации; создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности занятий.
Более подробно хотелось бы остановиться на презентациях. Презентация дает возможность воспитателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия. Она обеспечивает воспитателю возможность для информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; расширения образовательного пространства занятия.
Что такое презентация? Почему именно презентация?"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.Более того, презентация дает возможность воспитателю самостоятельно скомпоновать   материал, исходя из особенностей класса, темы,   что позволяет построить занятие  так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Например, применение компьютерной презентации на воспитательском часе «Удивительное чудо – природа» позволило мне сделать занятие более интересным и наглядным. Презентация с красочными видами природы может стать декорацией для создания и разыгрывания учебных ситуаций. В данном случае виртуальная экскурсия в лес, в ходе которой дети увидели изображения животных леса, прослушали голоса птиц, животных. Наблюдая сначала за красотой окружающего мира, а затем за последствиями негативного влияния человека на наш мир, обучающиеся самостоятельно делают вывод о хрупкости природы.
Часто презентации использую на занятиях кружка «Умелые руки»: с помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать образцы изделий и этапы работы.
Требования, предъявляемые презентациям.
Презентации должны:
- соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах;
- быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников;
- четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом;
- эстетически оформленными: должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой;
- не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменятся быстро, особенно в контрастных цветах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка);
- при создании слайдов презентации нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией;
- для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками;
- при создании презентации использовать различные варианты образца, для социального восприятия используя метод сравнения;
- для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами . Появление в школе интерактивной доски также решает многие вопросы в обучении и воспитании детей. Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в занятиях. Дети стали чувствовать себя более комфортно на занятиях, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и пальчиками.
Какие выводы можно сделать, говоря о применении ИКТ в работе воспитателя? Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с применением информационно компьютерных технологий заставляет воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиа образованности; укрепляет авторитет воспитателя у современного ученика, т.к. сближает педагога со школьником, позволяет общаться на языке обучающихся; повышает интерес и формирует устойчивую мотивацию учащихся однозначно, т.к. на занятии с использованием информационных технологий ребенок получает намного больше информации, нежели при использовании обычных средств обучения; позволяет обеспечить качественное улучшение результатов учебной и воспитательной деятельности при разумном объединении накопленного методического опыта и современных информационных технологий. Имидж современного педагога немыслим без знания им современных информационных технологий.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит педагога, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении педагога методическими средствами.
Список литературы
Азевич А. И. Компьютерный репетитор// Математика в школе . – 2004. - № 7.
Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании// Информатика и образование. – 2000. - № 1.
Зарецкий Д. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование. – 1997. - № 7.
Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 189 с.
Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе// Педагогика. – 2003. - № 9.