Использование информационных компьютерных технологий по географии в коррекционно-развивающем обучении детей


Использование информационных компьютерных технологий по географии в коррекционно-развивающем обучении детей

Иванова Е.А., учитель географии
высшей кв. категории
МБОУ «Красносельская СШ»
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тел.: 8(83147)58-6-25

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством работы с детьми, которые обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно-развивающем обучении убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Образовательные средства информационных компьютерных технологий можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам: [1]
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
2. По функциям в организации образовательного процесса:
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
поисковые (каталоги, поисковые системы).
3.По типу информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные);
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
урочные;
внеурочные
Использование различных образовательных средств информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении позволяет решить следующие задачи: [2]

Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
Выработка умений и навыков решения типовых практических задач, т.е. применение полученных знаний на практике.
Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
Развитие способностей к определенным видам деятельности.
Восстановление знаний, умений и навыков.
Контроль и дифференцированное оценивание уровней знаний и умений.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. При индивидуальной работе с умственно-отсталыми детьми необходимо учитывать то, что они сильно волнуются при ответе или выполнении задания, неуверенны, насколько хорошо они знают материал, плохо себя чувствуют, оставаясь один на один с учителем. Системное использование информационных технологий позволяет снизить до минимума неуверенность такого ученика. Компьютер, обладает огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам с применением компьютера. Но нельзя забывать о том, что только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
На уроках географии мы используем мультимедийные учебники: «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов, автор учебного материала Петрова Н.Н.; «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны» Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 класса, авторы учебного материала Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б. Данные электронные издания позволяют обеспечить возможность привлечения внимания к изучаемому материалу, увеличивают степень восприятия и запоминания материала, развивает познавательный интерес. Это особенно актуально для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Учитель в настоящее время имеет возможность самостоятельно подготовить компьютерную презентацию по предмету. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока и цели, которую ставит преподаватель.
Например, в 6 классе в разделе программы «План и карта» ученики с трудом усваивают знания и умения по определению сторон горизонта, составление описания изучаемых объектов с опорой на карту. Применение компьютерной презентации по изучаемой теме дает возможность наглядно и практически отработать следующие умения и навыки детей: определять стороны горизонта, выявлять особенности рельефа, ориентироваться на географической карте.
В 7 классе при изучении природных зон России, использую отдельные слайды презентации для проведения практических работ: вначале определяем на слайде зависимость размещения природной зоны от климатических условий, затем наносим границы природных зон на контурную карту.
Применение на уроках демонстрационных презентаций развивает воображение, повышает интерес к изучаемому учебному материалу. Например, в 8 классе, при изучении материков и океанов, использую презентации с яркими фотографиями, схемами и графиками. Это мне позволяет создать положительную мотивацию учения, прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме. Использование компьютера на своих уроках позволяет заниматься мне с несколькими детьми одновременно, в то же время, используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий.
При использовании электронных мультимедиа, обучающих программ в учебном процессе нельзя не сказать о разумном их применении. Компьютер на уроке необходимо применять в сочетании с другими формами наглядности и методами обучения. Необходимо помнить о санитарно-гигиенических нормах использования компьютера на уроке.
Таким образом, можно отметить, что информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования. Использование компьютера способствует активизации произвольного внимания у детей, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.

Литература
Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности/ http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm