Использование компьютерных технологий на уроках географии

«Использование компьютерных технологий на уроках географии, как средство развития познавательного интереса у учащихся »
Учитель географии Сайко С.Т. с. Кочубеевское Ставропольский край

«То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно»
(П.Лаплас)


Целью моей работы является: повышение результативности обучении повышение интереса к предмету; осознание значимости полученных знаний и умений; повышение информационной культуры.
Задачи моей работы: усилить личностную направленность географического образования; использовать дифференцированное и индивидуальное обучение; развивать умения применять на практике, в повседневной жизни полученные знания.
Гипотеза исследования заключается в том, что: освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется с использованием компьютерных технологий.
Предмет исследования: компьютерные технологии направленные на развитие познавательного интереса у учащихся на уроках географии.
Введение

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации. По - этому в данный момент наша школа работает над темой: «Инновационные процессы как возможности усиления ценностной значимости образования». Главная цель, которой обогащение интеллекта учащихся путем создания условий для развития индивидуальности и воспитание гражданственности, трудолюбия личности, адаптированной к современным условиям; подготовка ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.
Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:
- научных знаний;
- способов деятельности;
- умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
- умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
- готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
- умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;
- готовности к применению инновационных технологий обучения;
- опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
- опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету. Поэтому я и выбрала тему своей методической работы: «Использование компьютерных технологий на уроках географии, как средство развития познавательного интереса у учащихся »
Мною был разработан пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы:
1.Изучение тематической литературы по данному вопросу. В качестве источников знаний использовала публикации в предметном журнале «География в школе», разнообразную литературу о методических подходах и проблемах ИКТ в педагогической деятельности ,
2. Овладение компьютерной грамотностью. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. В настоящее время являюсь уверенным пользователем Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher.
3.Изучение педагогических программных средств по своему предмету, оценка их достоинств и недостатков.В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:
Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.
Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.
Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиа издания, используемые мною в работе:
1)учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:
«География. Начальный курс. 6 класс»
«Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»
«Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса.
Интерактивный практикум:
· Контрольные вопросы и тесты
· Словарь терминов и понятий, список персоналий
Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы.
Интеграция выбранных программ в урок
Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями:
способ диагностирования учебных возможностей учащихся;
средство обучения;
источник информации, тренинговое устройство;
средство контроля и оценивание качества обучения.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:
обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса;
способствует дифференциации и индивидуализации обучения;
мотивирует учебную деятельность учащихся;
освобождает от субъективных оценок;
способствует развитию самообразования;
делает учебный материал более доступным;
облегчает решение многих дидактических задач.
Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:
учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам;
ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций и т.д.);
Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса.
Методы использования ИКТ на уроке географии
Методикой применения ИКТ, по моему мнению, является благоприятное сочетание и взаимосвязь разных форм и приемов, обучения учащихся на уроке, направленных на развитие рационального стиля мышления, а так же теоретического и практического познания окружающего мира. Применение этой методики позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика, а так же позволяет максимально активизировать внимание ученика не только на базовом материале, но и на логических связях повышенного уровня. Одной из главных целей методики применения ИКТ при организации самостоятельных и практических работ на уроках географии является объединение всех форм преподавания и изменение формата, упростив при этом работу с массивами данных. Стоит отметить, что применение данной методики не предполагает увеличения времени на прохождение материала, а наоборот, экономит его, предоставляя возможность педагогу перераспределять его остаток на закрепление пройденного или углубление материала. Изучение географии невозможно без проведения практикумов различных видов. В реальном процессе обучения самостоятельные и практические работы связаны самым тесным образом, взаимно переходя одна в другую, развиваясь и усложняясь по мере овладения учащимися новыми знаниями и практическими умениями. Самостоятельные и практические работы составляют основу практических методов обучения. Средства ИКТ дают возможность учащемуся применения на практике полученных знаний и понимания значимости этих знаний в повседневной жизни, так же происходит повышение интереса к предмету и реальное восприятие окружающего мира.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока



1.Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами


2.Урок усвоения навыков и умений - компьютерная лабораторная работа
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel



3.Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации



4.Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии


5.Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).


6.Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.




При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса. Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:

«сильная» группа

«средняя» группа
«слабая» группа


1. Постановка цели урока - 2 минуты

2. Работа за компьютером - 10-12 минут
2. Работа с учебником - 10-12 минут
2. Работа с учителем - 10-12 минут

3. Работа с учебником - 10-12 минут
3. Работа с компьютером - 10-12 минут

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут

4. Решение заданий - 10 - 20 минут

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут



При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований:
правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке;
использование продуманных организационных форм урока;
рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму [4]:
1.Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
2.Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
3.Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
4.Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
5.При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Практическая часть
Классификация практических и самостоятельных работ по географии с применением ИКТ.
1. Обучающие работы – выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление; способствует формированию творческой деятельности. При организации такой работы учитель должен очень хорошо продумать структуру урока. Это может быть работа в парах (в лекционном классе) или работа в группах (в компьютерном классе). План практической работы должен быть у каждого учащегося в печатном виде, для того чтобы не нарушать последовательность действий работы. Первая часть работы подробно объясняется учителем при помощи интерактивной доски или мультимедийного проектора, вторая часть работы выполняется учащимися самостоятельно. Такой вид работы формирует умения и навыки применять полученные ими знания для решения различных задач. Примером таких работ в курсе географии могут являться такие как: «Определение географических координат», «Определение направлений и расстояний», «Создание плана местности», «Изображение профиля форм рельефа», «Составление характеристики природных и географических объектов, отдельных территорий, районов, регионов» и т.д. Замечание: при разработке таких видов работ требуется учитывать санитарные нормы использования компьютерной техники. Работа не должна быть перегружена.
2. Развивающие работы – нацелены на закрепление и совершенствование умений и навыков, на развитие опыта самостоятельной работы. Началом такой работы может служить презентация, выполненная учителем или учащимися (или группой учащихся, в виде домашнее задания), а так же материалы на электронных учебниках. Затем учащиеся получают индивидуальные задания (по вариантам) или задания для работы в парах. Примерами таких заданий по географии и экономики могут являться: «Анализ статистического материала», «Заполнение систематизирующих таблиц».
3. Контролирующие работы – проводят с целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимыми знаниями и умениями, проверки формирования опыта самостоятельной и практической деятельности. Этот вид работ более рационально проводить в лекционном классе или в компьютерном, при условии индивидуального рабочего места за компьютером. Такие работы могут быть подготовлены учителем в виде тестового контроля (урок обобщения) после изучения определенной темы (авторский вариант) или использовать электронные учебники (разделы «Практика» и «Тесты»). При применении готовых продуктов – оценку за выполнение работы выставляет компьютер. При использовании авторских программ учитель может сам назначать критерии оценок за определенное количество правильно выполненных заданий в течении отведенного времени.
4. Практикумы по географии: работа с интерактивной контурной картой.
интерактивные уроки по «Географии материков и океанов», разработанное учителем географии. Работа с интерактивными контурными картами может быть индивидуальной или в парах. Учитель является консультантом в ходе этой работы. Достоинством практикумов по работе с контурными картами является то, что качество почерка учащегося ни как не влияет на аккуратность выполнения этой работы, в то же время отрабатывается грамотность написания географических названий и все правила работы с контурной картой. По окончании выполнения задания каждая работа учащегося может быть оценена учителем с помощью выведения на принтер или в электронном виде, а так же может быть дана учащемуся на доработку как домашнее задание.
«Политическая карта мира» для 10-11 классов. Данные программы могут быть использованы как варианты итоговых практикумов или как варианты текущих. Учитель вовремя такой работы является консультантом. Так же эти программы могут быть использованы как тренажеры для подготовки к ЕНТ по географии. Задания в программе «Мировые природные ресурсы» предполагают отработку знаний стран-лидеров, обладающих различными видами природных ресурсов. Задания в программе «Политическая карта мира» содержат все учебные разделы этой темы. Эта программа может быть использована как учебный тренажер.
Самостоятельные и практические работы по географии. Виды работ заполнение топонимической картосхемы. Топонимика – наука о географических названиях, которая помогает понять историю определенной территории, терминов, географических объектов. Цель работы: познакомить учащихся с ранее бывшими названиями и современными. При изучении курса краеведения учащиеся на уроке знакомятся с названиями географических объектов, используя презентационный материал. В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить самостоятельно топонимическую картосхему.
Особенности строения и формы рельефа. Цель работы: дать более широкое представление о характере рельефа и особенностях его формирования. Этот раздел представлен картографическими материалами и фотоальбомом. Форма такой практической работы может быть групповая или в парах. Каждая группа получает свое задание по работе с программой и в последней части урока проходит отчет групп.
Климат. С помощью презентаций учащиеся знакомятся с климатообразующими факторами, при этом осуществляется практическое применение климатической карты, которая может быть использована для определения прогноза погоды, как элемент практических работ в 6-х, так и в 8-х классах.
Применение на уроках географии электронных пособий позволяет решать большое количество педагогических задач на уроках географии:
Формирование целостного представления об особенностях природных компонентов и их взаимодействии.
Развитие интереса к предмету.
Воспитание патриотизма.
Формирование навыков логического мышления при чтении и анализе диаграмм и графиков.
Формирование умений и навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы (индивидуальная работа на компьютере).
Организация познавательной деятельности учащихся ( археологические находки – мамонты, особенности климата, редкие животные).
Роль карты в процессе обучения.
Коллективная форма учебной деятельности (например, проведение конференции с использованием различных статей).
Получение научно-теоретических знаний.
Межпредметные связи – география, биология, экономика.
Практическая деятельность учащихся (составление сравнительной характеристики территорий, занятых различными природными зонами).
Организация исследовательской деятельности учащихся, например, – игра «Путешествие по Африке» (работа учащихся в группах – климатологи, биологи, экологи, демографы, исследователи).
Самостоятельная работа учащихся (умение отбирать информацию для ответа на поставленный вопрос).
Работа с программой Power Point
Мультимедийные технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.
Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций Power Point. Чаще всего мы обращаемся к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся.
Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.
При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:
Какова цель, которую должна решить презентация?
Через какие задачи будет достигнута цель?
Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?
Каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать?
В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:
1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составляя опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова);
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; особенно это эффективно при изучении стран;
3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
Я считаю, что уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. По – этому часто использую на различных этапах урока иллюстративный материал в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстративные приложения. Например, уроки в 11 классе: США, Мексика, Китай, Индия, Япония, Франция. Уроки в 7 классе: общая характеристика всех материков и некоторых стран, изучаемые в этом курсе. Здесь я использую видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, культуры, природы. Например, каждый слайд - это вопрос. Нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Ученики быстро справляются с этим заданием. Ученики сами на уроке или вне урока создают презентации. Даже сопровождают презентацией подготовленный доклад, сообщение, реферат. Очень активно мы используем презентации при защите творческих, исследовательских проектов по географии, естествознанию.
На уроках, где доска используется всеми учащимися и большую часть урока, учащимся необходимо создавать флипчарты по теме, ими рассматриваемой. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» учащимся необходимо было выделить характерные признаки природных зон и создать флипчарт на интерактивной доске.
Карта помогает проверить знание номенклатуры по теме. И интерактивная доска дает возможность проверки номенклатуры. Но на начальном этапе можно работать с контурной картой, помещенной на доске, используя карты атласа. Здесь идет сопоставление карт. Например, показать зависимость между рельефом и тектоническим строением Америки, отметив разными цветами на контурной карте, размещенной на интерактивной доске. Показать движение литосферных плит, используя функции движения интерактивной доски.
Однако, если использовать компьютер как наглядное пособие, то это через время не приносит результата. Из такой ситуации есть выход: нужна деятельность учащихся, а не содержание готового продукта. Использовать доску можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах. Например, при актуализации знаний можно использовать метод свободного письма - составить рассказ по изображению, по ключевым словам, а затем сравнить с нужным текстом, который при этом был закрыт шторкой или прожектором. Либо, при проверке домашнего задания - дать на доске текст с ошибками и предложить учащимся исправить или подчеркнуть ошибку прямо на доске. Или же решить тест на соотнесение, причем здесь могут быть в виде ответов и изображения. Реальна работа с контурной картой для проверки номенклатуры на интерактивной доске; создание карты по изучаемой теме (например, при изучении темы «Климат Австралии» путем работы нескольких групп создается на доске климатическая карта, на которой показываются все основные данные: температура января, июля, осадки, климатические пояса, минимум и максимум температуры и осадков и пр.); создание карты природных зон или одной зоны. Использую и одну из технологий критического мышления - перемешанные события: необходимо восстановить последовательность ГП материка, страны, причинно-следственные связи.
На этапе закрепления знаний использую текст с пропущенными словами (по теме), учащимся необходимо вставить эти слова, причем здесь есть возможность работы у доски и одного ученика, и всего класса. Затем сразу же провести проверку, открыть закрытый шторкой правильный текст. Работая с интерактивной доской можно изучать и новую для учащихся тему. Например, в 8 классах учащиеся создают флипчарты по теме «Крупные природные районы РК». Каждый район составляет страницу из флипчарта. Учащимся необходимо отразить все основные характеристики природного района. Такая работа занимает большую часть урока: ученики создают свои мини-проекты, результат - флипчарт. Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Что можно было бы посоветовать, порекомендовать учителям, начинающим работать с интерактивной доской.
Всегда четко планируйте время, отводимое на работу ученика с доской.
Если вы с детьми только начинаете с ней работать - не беритесь сразу за проекты, даже мини-проекты - на их создание нужно много времени, а если у учеников нет навыка работы - вы не успеете за урок сделать все, что задумали. Начинайте с малого. Сначала используйте доску только на одном из этапов. Примените только один элемент.
Не старайтесь, чтобы каждый ученик поработал за урок у доски, только если это не тест и т.п., где они работают очень быстро.
Дифференцируйте задания в зависимости от класса и выработанных навыков и имеющихся знаний у учащихся.
Сохраняйте и накапливайте весь созданный материал.
Используйте те материалы, флипчарты, страницы, которые создали на следующих уроках: ученики будут видеть, что они не зря работали, что это было не одномоментно и от их работы есть польза.
Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку.
Заключение
В заключение хочется сказать, что применение методики с использованием ИКТ при организации уроков является одним из современных методов обучения, она облегчает деятельность учителя при проведении уроков и активизирует познавательную деятельность учащихся. В течение 2009 -2010 учебного года учащиеся 5,6 и 10 классов регулярно посещали уроки с использованием ИКТ, это были как обычные презентации, видеофильмы, так и интерактивные тестирования, флипчарты и развивающие игры. Данные виды и варианты работ были универсальными, что позволило мне при планировании уроков вносить изменения в зависимости от особенностей класса и технических возможностей.
Кроме того, учащиеся 5 классов пользуясь ресурсами интернета в конце учебного года сделали собственную «Красную книгу Ставропольского края », а учащиеся 6 «А» создали творческие проекты по теме «Природные пояса мира». Я же, выступала на конференции учителей географии по своей методической теме, провела несколько открытых уроков используя компьютерные технологии. Владение такой методикой на уроках географии позволило мне достичь следующих результатов:
Повышение мотивации учащихся;
Повышение успеваемости;
Дифференциация (разноуровневые задания);
Повышение качества и интенсивности работы учащихся.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии формирует и стимулирует у учащихся эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению географии, создает ситуацию успеха.



Заголовок 115