Научная статья Использование компьютерных презентаций в преподавании общеобразовательных и специальных дисциплин


Использование компьютерных презентаций в преподавании специальных и общеобразовательных дисциплин
В.Д. ЁлгинаПреподаватель Павлодарского колледжа Информационных технологий и бизнеса
г. Павлодар
Аннотация научной статьи:
В статье анализируется использование компьютерных презентаций в преподавании специальных дисциплин. Рассматриваются представление об информационно – коммуникационных технологиях – целенаправленного, специальным образом организованного процесса представленного в проектной форме, реализация технологий на практических занятиях по специальным дисциплинам, обеспечение гарантированного достижения результата.
Ключевые слова и фразы: информационно – коммуникационные технологии, широкополосной и высокоскоростной интернет, электронное образование, интерактивность, электронные презентации.
В проекте Госпрограммы развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы в основе одной из ключевых направлений модернизации и реформирования сферы образования предлагается совершенствование технического и профессионального образования. Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов, прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообществ и международных экспертов. Целью программы является повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
Качественная структура образования учащихся будет способствовать достижению национальных целей на основе базовых компетенций учащихся. Студенты смогут эффективно консолидировать свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели в реализации успешной деятельности на производстве в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ к системе образования.
Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Поэтому госпрограмма развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы ставит целью улучшение качественного состава педагогических кадров путем повышения престижа профессии, обновление содержания образования, повышение престижа системы технического и профессионального образования (ТиПО), обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров, обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров. Вопрос развития ИКТ и электронного обучения должен быть вынесен на первое место в государственной программе развития образования на 2016-2019 годы.
Глава Правительства Республики Казахстан Н.А. Назарбаев считает, что переход образовательной системы на широкополосной и высокоскоростной интернет в корне поменяет многие другие вопросы. Система электронного обучения с новыми инфокоммуникационными технологиями немыслима сегодня ни в одной сфере экономики и общества. Электронное обучение предполагает такое будущее, где практически все услуги будут электронными, а профессиональная деятельность просто будет невозможна без Интернета, компьютеров и сетевых социальных и профессиональных сообществ. Рабочие места педагогов планируется оснастить компьютерами современной модификации, мультимедийными проекторами и интерактивными досками. Также, компьютерами будут оснащены библиотеки, кабинеты медицинских работников. Компьютеры в образовательных учреждениях будут подключены к интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек. Вместе с системой электронного обучения обновится система управления. Электронное образование предполагает автоматизацию учебного процесса – это электронные журналы, sms-оповещение родителей, электронное планирование и т.д. В Казахстане к 2016 году электронным обучением планируется охватить 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%, причем в организациях всех уровней образования.
К 2019 году каждый гражданин РК имеет возможность получения профессионального образования на требуемом работодателем уровне. Каждому будет предоставлен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Обучение и переподготовка кадров будет осуществляться не только в колледжах и профессиональных лицеях, но и в учебных центрах фирм, создающих и применяющих высокие технологии.
Я преподаю дисциплины «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности», «Основы экономической теории», «Русский язык и литература» в группах по специальностям «Финансы», «Учет и аудит», а также являюсь руководителем при выполнении студентами указанных специальностей отчетов по производственной и учебной практике.
В современных условиях для подготовки грамотных специалистов, отвечающих современным потребностям работодателей, преподаватели должны не только в совершенстве знать свой предмет, но и владеть новыми информационными технологиями. Поэтому в настоящее время актуальным является разработка и применение в учебном процессе электронных презентаций. Тем более что использование на уроках мультимедийных проекторов и интерактивных досок уже не является чем-то причудливым, необычайным.
В Павлодарском «Колледже информационных технологий и бизнеса» техническое оснащение кабинетов и лабораторий позволяет использовать компьютерные презентации на различных этапах обучения. Используя в своей работе в течение нескольких лет компьютерные презентации Power Point со звуковым сопровождением, я пришла к выводу, что данный метод обучения является довольно эффективным для повышения уровня учебного процесса.
Представляя собой логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, электронная презентация является дидактическим средством обучения, которая предполагает положительный результат от систематического ее использования. Не менее важны и автоматические презентации, представляющие собой удобный способ распространения информации в виде показа слайдов, осуществляемый без докладчика. Например, можно подготовить презентацию для автоматического показа на экране во время выставки-ярмарки, конференции, защиты тематического проекта.
Я использую электронные презентации в следующих случаях: актуализация знаний; сопровождение объяснения нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; обеспечение наглядности излагаемого материала при защите работ по производственной практике; наглядное сопровождение научно- и учебно-исследовательских работ студентов.
Актуализацию знаний провожу с ведением в структуру урока тематически направленного диалога между учителем и студентами с целью получения сведений на вопросы, которые могут быть визуализированы как небольшой видеоряд в виде текста или теста, а также таблицы, рисунки, графики, требующие комментария и т.д.
Объяснение нового материала дает огромные возможности для последовательности показа изучаемого материала с помощью презентации. Ее оформление может быть разнообразным. Это использование определенного фона, стиля, речевого сопровождения, применяемого при показе слайдов в виде трансляции выполненной заранее записи. Для оживления презентации, чтобы сделать ее более привлекательной, зрелищной, использую картинки. Таблицы применяю для показа тенденций и связей между группами данных. Анимация текста, рисунков, звуков, фильмов и других объектов на слайдах дает возможность подчеркнуть различные аспекты содержания, управляет потоком информации, делает презентацию более интересной.
Беседа или выполнение заданий рационально использовать при первичном закреплении знаний. Беседа оформляется в виде вопросов, оформленных на слайдах презентации. Например, первый слайд предполагает вопрос или текст задания по содержанию темы урока, а следующий слайд правильный ответ или целостный результативный материал, с целью проверки результата знаний учащихся.
Обобщению и систематизации знаний - это отдельный урок. Использование электронной презентации, как вид наглядности, здесь не уместен, так как учащиеся в данном случае будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока. На данном этапе целесообразнее применить раздаточный материал в виде карточек, индивидуальных тестовых заданий. Также уместно будет предложить студентам в качестве домашнего задания подготовить доклад, реферат, сообщение с использованием слайдов презентации.
Интерактивность предполагает взаимодействие между студентами, как в группах, так и индивидуальное участие каждого учащегося с целью активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в учебном процессе позволяет в большей степени применять различные методы и средства обучения, повысить мотивацию учащихся, улучшить запоминание учебного материала, активизировать познавательную активность, повысить интерес к предмету.
Список литературы:
1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.
2.Соколова М.Г., Петухов В.С. Использование компьютерных презентаций при преподавании специальных дисциплин.//Специалист, № 8, 2008 г – 40 с3.Борисова Т.Н., Захарцова Л.М., Кузьмина А.Н. Применение в учебном процессе компьютерных и информационных технологий.//Специалист № 6 2008 г – 40 с4. Зашихина Н.А. Информационные технологии на уроках математики.//Специалист№ 5 2008 – 40 с5.Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке Mendeleev . upeg . net6. Методика проведения уроков с использованием ИТ: Практические материалы. МО Республика Мордовия: МРИО, Саранск, 2005 – 195 с.