Статья Применение личностно-ориентированного подхода на уроках технологии в коррекционной школе 8 вида


Применение личностно-ориентированного подхода на уроках технологии
в коррекционной школе 8 вида
Куликова Ольга Николаевна
КГКОУ Школа № 1
г.Комсомольск-на-Амуре
Главным направлением деятельности коррекционной школы является личностно-ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности каждого ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка.
Что же означает понятие «личностно ориентированный подход»?
Это:
-Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
-Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.
-Учет индивидуальных особенностей в процессе обучения.
-Создание психолого-педагогических условий для каждого обучающегося.
Личностно-ориентированное учение – обучение, где в центре внимания стоит личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода в коррекционной школе:
- личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
- педагогические технологии адаптивной школы;
- гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
- игровые технологии;
-технологии уровневой дифференциации;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- технология «Педагогические мастерские».
Реализация личностно-ориентированного обучения раскрывается в работах Е.В.Бондаревской,Газмана О.С., Гусинского Э.Н., Серикова В.В., С.В.Кульневича, В.А.Петровского, В. И. Слободчикова, Ю.И.Турчаниновой, Г. А. Цукермана, А. В. Якиманской.
ФГОС основного общего образования является стандартом коррекционной школы, в котором максимально учтены особенности учащихся, необходимые для обеспечения их успешности (личностной и профессиональной).
Основная цель стандарта – преобразование школы на основании введения системно-деятельностного подхода, включающего расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания.
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения цели;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Урок в коррекционной школе обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формирование умения.
-вторично использовать материалы, развитие экологического мышления, развитие творческих способностей.
2. Метапредметные
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки.
3. Предметные
- умение находить, сравнивать, анализировать, выполнять работу по инструкции.
Личностно-ориентированный урок в коррекционной школе, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока (Таблица1,2).
Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока в коррекционной школе
Традиционный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Личностно-ориентированный урок
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
Таблица 2
Отличие от традиционного обучения
Традиционный подход Личностно-ориентированный подход
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный) Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Вектор развития задан Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учению Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными свойствами Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию.
В процессе организация работы на уроке формируются следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);
Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач);
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества. Согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией).Ход урока:
-Организационный момент;
-Актуализация опорных знаний учащихся;
-Сообщение цели и постановка учебной задачи;
-Изучение новой темы;
-Практическая работа;
-Самооценка;
-Рефлексия.
Задачи:
-Образовательные;
-Развивающие;
-Воспитательные.
Используются различные формы:
-групповая и фронтальная работа;
-индивидуальная работа;
-дифференцированная работа;
-творческие задания по выбору;
-создание ситуации успеха.
Педагогические воздействия на ученика должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам, причем, чем младше ученик, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере (наглядность, дидактические игры, кружковая и внеклассная работа…).
Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика:
Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в школу.
В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители под руководством школьного психолога.
Оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.
В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности. В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.