Практическое применение личностно- ориентированного обучения в начальной школе (из опыта работы)


Личностно ориентированное образование по системе «Школа 2100»
Что же такое «Школа 2100» сегодня? Это личностно ориентированное, вариативное, развивающее, непрерывное образование для массовой школы.
В чем же заключается суть основных педагогических идей и понятий, на которых основывается личностно ориентированное образование по системе «Школа 2100»?  Важной особенностью  системы  личностно-ориентированного  обучения   является то, что данный процесс позиционируется, как развитие Личности ребенка, а значит, обучение должно быть нацелено не на весь класс – как единое целое, а на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно- ориентированную направленность.
 Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников.
Образовательная система «Школа 2100» предполагает такое содержание образования, где система работы учителя и школы сконцентрирована на предельное раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребенка. Учебный материал выступает как инструмент и средство, которые создают условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, а не как самоцель.
Личностно ориентированный подход принуждает учителя переосмысливать формы организации урока и классно-урочной деятельности.
В образовательной системе «Школа 2100» обновлены принципы, на которых строится все содержание образования: это личностно ориентированные, культурно ориентированные и деятельностно ориентированные принципы обучения.
На основе проблемного обучения и психологии творчества в образовательной программе «Школа 2100» разработана технология проблемно-диалогического обучения. При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения сведён до сообщения готового знания, из-за чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и деятельность учеников можно отнести к творческому типу.
- учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и высказывает проблему;
- учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и выразить проблему;
- ученик сам постигает противоречие и формулирует проблему
Через выдвижение и проверку гипотез идет и поиск решения проблемы.
Технология проблемно-диалогического обучения является:
- результативной – обеспечивающей высокое качество освоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отдаляться от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.
Успех в организации личностно ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное – это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу предельно результативной.
В отличие от традиционного личностно — ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель  — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика — к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным – нацеленным на результат. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания. Успех в организации личностно ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное – это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу предельно результативной.
Так как же организовать учебный процесс развивающего типа?
1. Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие – это его отличительная черта. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи не известные ему ранее. Он может опираться на цикл познания.
2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При осуществлении этого подхода складываются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, которые объединили бы обе точки зрения, и находить компромисс, “докапываться до истины.
3. Имитационный подход. Класс разбивают на группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.
На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, эксперта-консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий.
Также использую работу в парах. Задание дети выполняют либо вариативно, потом проверяя друг друга, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать в беседе, либо задать ему вопросы.
Применяю игры в парах, в группах, коллективно:
* «Защита проекта» - ученик готовит материал, затем выступает в роли учителя, используя при этом наглядность, доску.
* «Любознательный» - назначается ребенок, который должен задать как можно больше четких и вразумительных вопросов.
 Для повышения эффективности урока русского языка, развития интереса к русскому языку я применяю занимательные дидактические игры. Ученики с интересом ждут таких уроков и сами предлагают свои ребусы, кроссворды; подбирают загадки, пословицы.
Для опроса домашнего задания, для ответа на дополнительные вопросы играем в игру «Альтернатива» – необходимость выбора из возможных решений
Также на уроках русского языка провожу элементы игры. «Поле чудес», например, задаю вопрос: «Место, где растут цветы?» (ребята по буквам отгадывают слово)
Затем даю разноуровневые задание к этому слову:
1 уровень: подобрать однокоренные слова; поставить ударение;
2 уровень: разобрать по составу; определить склонение;
3 уровень: просклонять по падежам; произвести фонетический разбор.
Также делю класс на две-три группы «Умники и умницы», чья команда больше соберет (за правильные ответы) орденов «шелкового умника», та команда и выиграла.
Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.
При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов. математических понятий, терминов и символов.Таким образом, на современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика зависит от особенностей участников образовательного процесса
В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Практическое применение личностно-
ориентированного обучения в начальной школе
(из опыта работы)
Алешкина Т.В.