ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

И.А.Пенькова
ГБОУ СОШ с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Современные социально-экономические условия в России, интеграция российской экономики в мировую систему, общемировые тенденции развития образования требуют кардинального роста производительных сил на основе создания эффективных систем образования и воспитания молодого поколения. Основным показателем образованности человека считается не только объем его знаний, а овладение им способами умственной и практической деятельности, личностное и профессиональное самоопределение, самореализация. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
Математика является одним из самых сложных учебных предметов, но трудно назвать хотя бы один раздел науки или какую-либо профессиональную область, где не присутствовала бы математика или её методы. Поэтому необходимость математического образования для успешного формирования личности не вызывает сомнений.
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми».
Актуальность проблемы состоит в том, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков, но образовательный процесс должен быть построен с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся таким образом, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Один из способов, используемых мной для решения поставленной задачи, - технология личностно-ориентированного обучения. И здесь большая роль отводится идее дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
Цель моей работы состоит в том, чтобы поделиться опытом, как дифференцированный подход к учащимся на различных этапах урока математики наряду с другими средствами позволяет создать психологический комфорт, способствует сохранению здоровья учащихся и в то же время дает возможность учащимся усвоить объем и получить качество знаний, соответствующих их интеллектуальным возможностям.
Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся, помогает сочетать групповые формы организации обучения с индивидуальным характером усвоения знаний Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процесс обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным - задач повышенной трудности.
Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса. При этом на уроке учитель принимает на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
Построение процесса обучения специально ориентированного на развитие индивидуальных качеств личности, принципиально изменяет позицию ученика, а именно, существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере с ним отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, определяет ошибки и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Данный подход к процессу обучения учащихся позволяет повысить интерес детей к предмету, активизировать их познавательную деятельность, помогает сделать учение социально значимым.
У подростков закладываются основы и общие направления в формировании моральных и социальных установок личности: возникает чувство взрослости, проявляется потребность в самореализации, самоутверждении, самостоятельности, Обостряется чувство собственного достоинства. Так как доминирующим мотивом поведения учащихся является стремление занять достойное место среди сверстников, он испытывает ярко выраженную потребность в ободрении собственных поступков ими. Деятельность учителя должна быть точно выверена, профессиональна, а используемые технологии обучения должны учитывать возрастные особенности детей.
Целью работы на уроках математики является обеспечение усвоения учебного материала в зоне интеллектуальных возможностей учащихся. Внутриклассовая дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, что позволяет учащимся свободно переходить с одного уровня на другой, но не ниже базового.
Такая организация учебного процесса снимает перегрузки учащихся и позволяет каждому работать в индивидуальном темпе. При этом сильные учащиеся получают возможность выполнять дополнительные задания для углубленного изучения данной темы.
Примеры использования уровневой дифференциации на уроке математики
Дифференцированное обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить нельзя. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Иными словами, уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.
Условно всех учащихся в 5-6 классах можно разделить на три группы.
Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы.
Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решают сложные задачи после объяснения учителем, им понятно решение.
Группа С - ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике, решают задачи продвинутого уровня, выполняют творческие задания.
Первые упражнения новой темы, как правило, выполняются коллективно. Каждому ученику предоставляется возможность одновременно, и слышать объяснения, и видеть решение. Однако через некоторое время наступает момент, когда часть учащихся усваивает способ решения задач нового типа. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. Этих учащихся заданный темп и стиль работы перестает удовлетворять, а для остального класса они ещё необходимы. В тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим они ещё нужны, перехожу к дифференцированной работе.
В соответствии с уровнями дифференциации на своих уроках применяю разнообразные методы и формы обучения.
Методы и формы обучения
Уровень дифференциации


Учащиеся с низкой успешностью обучения
Учащиеся со средней успешностью обучения
Учащиеся с высокой успешностью обучения

1.Самостоятельные работы с дополнительным материалом
Сообщение
Реферат
Доклады

2.Самостоятельные работы с учебником
Репродуктивные
Познавательно-творческие
Творческие

3.Групповая работа
Участник группы
 
Руководитель группы

4.Деловые игры
Участники игры
Исполнитель ролевой ситуации
Ведущие игры
 

5.Внеклассные учебные занятия
Дополнительные занятия, консультации
 
Факультативы

6.Работа временных групп во внеурочное время
Группы по ликвидации пробелов
 
Группы для подготовки к олимпиадам

7.Программированный контроль
Ответы типа «правильно» - «неправильно», из 5 ответов – два правильных
Из 5 ответов – три-четыре правильных
Из 10 ответов – не менее шести правильных

8.Работа в парах (консультанты)
Консультируемый
 
Консультант

1. Формы и методы, применяемые при дифференцированном обучении
Предлагаю вариант конструирования уроков при изучении условно взятой темы
При изучении теории
Учитель излагает материал; формулирует вопросы для изучения темы; организует работу с учеником.
Учащиеся: а) «С» и «В» участвуют в беседе по ходу лекции, «А» повторяют ответ товарища, приводят свои примеры;
б) «А» начинают отвечать на вопросы, «В» дополняют, исправляют ответ, «С» делают выводы, обобщают;
в) «А» находят и зачитывают правила из учебника; «В» и «С» выписывают формулы, вывод формул, проводят доказательство свойств.
При организации тематического контроля
Учитель готовит необходимые материалы, проверяет и оценивает выполнение работы.
Учащиеся: «А» - демонстрируют знание формул, определений, выполняют задания базового уровня, успешно выполняют задачные ситуации, математические диктанты, несложные самостоятельные работы;
«В» - отвечают на вопросы теории, выполняют практические задания, задания базового и частично повышенного уровня;
«С» - выполняют творческие задания, доказывают теоремы, выводят формулы, выполняют задания повышенного уровня.
При работе в классе
«А» - выполняют самостоятельную работу, аналогичную домашнему заданию, устные упражнения, предложенные учителем, дифференцированные практические задания;
«В» - выполняют практическую работу, устные упражнения, предложенные учителем, готовят устный ответ по карточкам;
«С» - готовят у доски доказательство теоремы, выполняют индивидуальное домашнее задание, дифференцированное практическое задание.
Дифференцированный подход в обучении позволяет повышать мотивацию учащихся к изучению математики, создавать благоприятный психологический климат, развивать самостоятельность в нахождении способов решений задач, повышать качество обучения.
Дифференцированный подход в процессе личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих учащихся к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

15