Урок русского языка на тему Общие сведения о языке(9 класс).Урок с применением сингапурской методики обучения.


Тема урока ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.
Цели: 1. Показать роль языка в жизни общества, пути его развития, измене- ния, происходящие в языкес течением времени.
2.Развивать навык подготовки к ОГЭ, совершенствовать навыки разбора текста.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2.Фронтальный опрос.
-Назовите ближайших « родственников» русского языка. (украинский и бело-русский).
-Какова основная функция языка? (Служит средством общения между людь-ми, коммуникативная).
3.Слово учителя. -Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.
Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.
4.Работа с текстом. ЭЙ АР ГАЙД.
Какова проблема данного текста? О чём этот текст? (Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России: засорение языка ненорматив-ной лексикой, неоправданное употребление иностранных слов, сленга).
Задания по тексту:
А)Выпишите из предложения 1 примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи. (не могу понять-примыкание, эта книга-согласование, даётся с трудом-управление. РАУНД ТЭЙБЛ (уч-ся по очереди выполняют письменную работупо кругу на одном на команду листе бумаги).
Б) Среди предложений 3-7 найдите сложное предложение с последователь-ным подчинением придаточных, подчеркните грамматические основы, со-ставьте схему. (6). Укажите количество грамматических основ в этом пред-ложении. (5).
В) Определите вид односоставных предложений, входящих в состав сложно-го. (Безличное, двусоставное, определённо-личное, определённо-личное, дву-составное).
Г) Выпишите из первого абзаца номера предложений, в которых есть ввод-ные слова. (2, 3, 4, 5, 9, 10).
Д) Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. (8).
Е) Дайте толкование слова лингвист, замените его нейтральным синонимом.
5.Работа с учебником.
Какие разделы науки о языке вы знаете? СИНГЛ РАУНД РОБИН (уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу)
ФОНЕТИКА - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА - это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ - это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Упр.237.
6.Рефлексия. Повторим, что такое язык. ФО БОКС СИНЕКТИС.
-Сложите листок бумаги вдвое и ещё раз вдвое.
-Нарисуйте квадратик в центре.
-Запишите и зарисуйте по одному неодушевлённому предмету в каждый квадрат, один из которых должен двигаться.
-----похоже на-----потому что-------СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ.
7.Домашнее задание.
С русским языком можно творить чудеса.
Константин Паустовский. Продолжите мысль К.Г. Паустовского, напишите сочинение-рассуждение , приводя в качестве аргументов высказывания лингвистов, тексты разных стилей речи, жизненные ситуации.