«Диагностический контроль знаний с применением разноуровневых карточек в условиях личностно-ориентированного обучения»

Шиленкова Юлия Васильевна,
учитель химии
МБОУ СОШ №18 им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринск Тамбовской области

«Диагностический контроль знаний с применением разноуровневых карточек в условиях личностно-ориентированного обучения».

Контроль и оценивание знаний и умений обучающихся являются важнейшими слагаемыми процесса обучения, так как своевременное выявление, анализ информации, которую усвоил ребёнок, позволяет сделать вывод об эффективности учебного процесса в целом. Проверка знаний должна носить диагностический характер, в неё должен вкладываться более глубокий и широкий смысл. Основными составляющими являются:
контроль,
проверка,
оценивание,
накопление статистических данных об учебном процессе,
выявление динамики обученности и качества знаний каждого ребёнка,
сравнение и анализ результатов учебных достижений школьников,
прогнозирование методов преодоления недостатков и путей дальнейшего развития.
Диагностический контроль как метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, сочетаться с самоконтролем, взаимоконтролем, быть необходимым самим детям.
Для успешной реализации обратной связи на уроке необходимо руководствоваться нижеуказанными принципами.
Информированность о целях и задачах, каждому должен быть понятен смысл и функция контроля.
Гласность. Успех во многом зависит от того, насколько дети информированы об успехах своих товарищей, только тогда оно смогут сравнить свои достижения с достижениями одноклассников.
Достижимость результатов. Только задания оптимальной степени трудности могут вызвать заинтересованность, желание попробовать свои силы в сложной, но в принципе доступной деятельности.
Сопоставимость результатов. Выполняемые задания должны быть не только понятны, целесообразны, но и измеримы так, чтобы задания разного вида или разной степени сложности были сопоставимы, и эта сопоставимость была бы доступна пониманию каждого ребёнка.
Объективность. Оценивание результатов деятельности школьника должно быть объективным, гласным, аргументированным, опираться на самооценку школьника.
Осуществляя контроль знаний, использую в своей работе разноуровневые дидактические карточки, которые применяются на каждом уроке. Они разрабатываются таким образом, что позволяют эффективно контролировать учебный процесс, учитывать скорость выполнения обучающимися самостоятельных заданий, степень их сложности различная. При работе с карточками у детей срабатывают механизмы саморегуляции, и они сами решают, какой уровень выбрать, стоит ли им переходить после выполнения гарантированного задания на «3» к выполнению задания следующего уровня.
Каждая карточка заканчивается тестами, что позволяет ребятам осуществить самоконтроль знаний.
Тема «Состав и названия кислот».
Задание А.
Напишите формулы кислот, подчеркните кислотный остаток и укажите его заряд: хлороводородная, азотистая, азотная, серная, сернистая, сероводородная, ортофосфорная.
Задание В.
Определите заряд иона кислотного остатка. Используя справочные данные, назовите кислоты. HMnO4, H2MnO4, HClO4, HClO3, H3PO4, HPO3.
Задание С.
Составьте таблицу.
Химический
элемент
Формула
оксида
Формула
кислоты
Название
кислоты
Формула
кислотного остатка,
его заряд

S(IV)





S(VI)





P(V)





Cl(VII)






Классификация кислот.
Задание А.
Заполните таблицу.
По числу ионов
водорода
Кислота
По составу
кислотного остатка


НСl



H2SO4



H2S



H3PO4



HPO3


Задание В. Распределите кислоты на группы, заполнив таблицу: соляная, сернистая, сероводородная, угольная, сернистая, ортофосфорная, иодоводородная, азотистая, азотная.
Одно-
основные
Двух-
основные
Трёх-
основные
Кисло-
родные
Бескисло-
родные




















Задание С. По каким признакам можно классифицировать кислоты: бромоводородная, хлорноватистая, хлорная, селеноводородная, ортофосфорная, метафосфорная, серная, сернистая, сероводородная. Составьте формулы оксидов, которые соответствуют кислородным кислотам и результат оформите в таблицу.

Признак
классификации
Кислота
Признак
классификации
Формула
оксида















































Тесты по теме: « Состав и классификация кислот».
*1. Ряд кислот
1. NaOH, NaNO3, HNO3, HBr
2. HCl, H2CO3, HNO2, H3PO4
3. HCl, H2SO3, HNO3, K3PO4
4. H3BO3, CuO, CuCO3, H2CO3

*2. Ряд одноосновных кислот
1. HCl, HNO3, H2SiO3, H2SO3
2. HBr, HF, H2S, H2SO4
3. HI, HNO2, HNO3, HPO3
4. HCl, H2CO3, HNO2, H3PO4
*3. Ряд кислородных кислот
1. HCl, H2CO3, HNO2, H3PO4
2. H2СО3, HNO2, HNO3, HPO3
3. HI, H2Se, H2S, H2SO4
4. HBr, HF, H2SO3, H2SeO4
*4. Названия кислот H2S, H2SO4, H2SiO3, H2SO3
1. серная, сернистая, сероводородная, кремниевая
2. угольная, сероводородная, серная, сернистая
3. сероводородная, серная, кремниевая, сернистая
4. сернистая, серная, сероводородная, кремниевая
**5. Верны ли суждения о серной кислоте?
А. Серная кислота имеет формулу H2SO4.
Б. Степень окисления атома серы в серной кислоте равна +6.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верно А и Б
4. Оба суждения неверны
***6. Выберите правильные ответы.
Для азотистой кислоты характерно:
Наличие в молекуле трёх атомов кислорода.
Наличие в молекуле двух атомов кислорода.
Кислота двухосновная.
Кислота одноосновная.
Степень окисления центрального атома равна + 5.
Формула соответствующего оксида N2O3.

Эффективность диагностического контроля знаний зависит от многих составляющих и, в первую очередь, от индивидуальных особенностей обучающихся, от уровня усвоения ими учебного материала. Наверное, в настоящее время нет ни одного учителя, который в своей деятельности не использует индивидуальный подход к ребёнку. Именно личностно-ориентированный подход в обучении сделает образование действенным, основательным и глубоким.
Оценивая знания, учителю необходимо учитывать как количественные, так и качественные показатели и результаты проверки фиксировать в виде отметки по рекомендуемым критериям.
«2» - отсутствие элементарных знаний,
«3» - знания есть, но в минимальном объёме,
«4» - умение применять знания в стандартных ситуациях (общий уровень),
«5» - способность думать, переносить знания в незнакомую ситуацию (продвинутый уровень).
Осуществляя контроль знаний, использую в своей работе разноуровневые дидактические карточки, которые применяются на каждом уроке. Они разрабатываются таким образом, что позволяют эффективно контролировать учебный процесс, учитывать скорость выполнения обучающимися самостоятельных заданий, степень их сложности различная. При работе с карточками у детей срабатывают механизмы саморегуляции, и они сами решают, какой уровень выбрать, стоит ли им переходить после выполнения гарантированного задания на «3» к выполнению задания следующего уровня.
Каждая карточка заканчивается тестами, что позволяет ребятам осуществить самоконтроль знаний.
Тема «Основные классы соединений» в 8 классе по учебнику О.С.Габриеляна изучается дважды: в начале и в конце курса. Представленные образцы разноуровневых дидактических карточек по теме «Кислоты» используются на двух этапах.

Тема: «Кислоты».
Состав и названия кислот.
Задание А.
Напишите формулы кислот, подчеркните кислотный остаток и укажите его заряд: хлороводородная, азотистая, азотная, серная, сернистая, сероводородная, ортофосфорная.
Задание В.
Определите заряд иона кислотного остатка. Используя справочные данные, назовите кислоты. HMnO4, H2MnO4, HClO4, HClO3, H3PO4, HPO3.
Задание С.
Составьте таблицу.
Химический
элемент
Формула
оксида
Формула
кислоты
Название
кислоты
Формула
кислотного остатка,
его заряд

S(IV)





S(VI)





P(V)





Cl(VII)






Классификация кислот.
Задание А.
Заполните таблицу.
По числу ионов
водорода
Кислота
По составу
кислотного остатка


НСl



H2SO4



H2S



H3PO4



HPO3


Задание В. Распределите кислоты на группы, заполнив таблицу: соляная, сернистая, сероводородная, угольная, сернистая, ортофосфорная, иодоводородная, азотистая, азотная.
Одно-
основные
Двух-
основные
Трёх-
основные
Кисло-
родные
Бескисло-
родные



















Задание С. По каким признакам можно классифицировать кислоты: бромоводородная, хлорноватистая, хлорная, селеноводородная, ортофосфорная, метафосфорная, серная, сернистая, сероводородная. Составьте формулы оксидов, которые соответствуют кислородным кислотам и результат оформите в таблицу.

Признак
классификации
Кислота
Признак
классификации
Формула
оксида















































Тесты по теме: « Состав и названия кислот»
Задания А
1. Ряд кислот
1. NaOH, NaNO3, HNO3, HBr
2. HCl, H2CO3, HNO2, H3PO4
3. HCl, H2SO3, HNO3, K3PO4
4. H3BO3, CuO, CuCO3, H2CO3
2. Ряд одноосновных кислот
1. HCl, HNO3, H2SiO3, H2SO3
2. HBr, HF, H2S, H2SO4
3. HI, HNO2, HNO3, HPO3
4. HCl, H2CO3, HNO2, H3PO4
3. Ряд кислородных кислот
1. HCl, H2CO3, HNO2, H3PO4
2. H2СО3, HNO2, HNO3, HPO3
3. HI, H2Se, H2S, H2SO4
4. HBr, HF, H2SO3, H2SeO4
4. Названия кислот H2S, H2SO4, H2SiO3, H2SO3
1. серная, сернистая, сероводородная, кремниевая
2. угольная, сероводородная, серная, сернистая
3. сероводородная, серная, кремниевая, сернистая
4. сернистая, серная, сероводородная, кремниевая
Задание В
5. Верны ли суждения о серной кислоте?
А. Серная кислота имеет формулу H2SO4.
Б. Степень окисления атома серы в серной кислоте равна +6.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верно А и Б
4. Оба суждения неверны
Задание С

6. Выберите правильные ответы.
Для азотистой кислоты характерно:
Наличие в молекуле трёх атомов кислорода.
Наличие в молекуле двух атомов кислорода.
Кислота двухосновная.
Кислота одноосновная.
Степень окисления центрального атома равна + 5.
Формула соответствующего оксида N2O3.

Химические свойства кислот.
Задание А
Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Укажите тип реакции.
А) Mg + HCl = MgCl2 +
Б) MgО + HNO3 = + H2O
В) Mg(OH)2 + H2SO4 =
Г) Na2CO3 + H2SO4 = CO2 + +
Д) BaCl2 + H2SO4 =
Задание В
Запишите уравнения практически осуществимых реакций. Составьте ионные уравнения реакций. Запишите названия продуктов реакций. Определите тип каждой реакции.
А) азотная кислота + гидроксид калия
Б) цинк + соляная кислота
В) медь + соляная кислота
Г) серная кислота + хлорид натрия
Д) серная кислота + гидроксид железа (II)
Е) серная кислота + карбонат натрия
Задание С
С какими из указанных веществ может реагировать раствор серной кислоты? Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Укажите названия продуктов реакций и тип реакций.
Цинк, ртуть, оксид фосфора (V), оксид натрия, азотная кислота, гидроксид лития, гидроксид алюминия, сульфат калия, хлорид калия, сульфид калия.
Тесты по теме: «Химические свойства кислот».
Дополните:
* 1.________________ - это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
*2.________________ - это сложные вещества, состоящие только из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления - 2.
*3.________________ - это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы гидроксогрупп.
*4.________________ - это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
*5. Установите соответствие.
Кислота
Вариант I
1. H2SO3
2. HNO3
3. HNO2
Вариант II
4. H2S
5. H3PO4
6. HBr

Сила кислоты
А. сильная
Б. средней силы
В. слабая

Ответ:
1
2
3
4
5
6









*6. Пара веществ, реагирующих
между собой


Вариант I
1. соляная кислота + серебро
2. соляная кислота + нитрат калия
3. соляная кислота + карбонат натрия
4. соляная кислота + гидроксид натрия
Вариант II
соляная кислота + цинк
соляная кислота + сульфат калия
соляная кислота + нитрат серебра
соляная кислота + гидроксид алюминия



Обведите кружком номер правильного ответа.
*7. Вещества, с которыми взаимодействует
Вариант I – раствор соляной кислоты
Вариант II – раствор серной кислоты
Cu, CuO, Cu(OH)2, Cu(NO3)2
Mg, MgO, Mg(OH)2, BaCl2
Mg, MgO, Mg(OH)2, AgNO3
Hg, AgNO3, CuCl2, BaCl2
**8. Установите соответствие между молекулярным и сокращённым ионным уравнениями химических реакций
Молекулярное уравнение Сокращённое ионное уравнение
1. NaOH + HCl = NaCl + H2O А) CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + CO2+H2O
2. AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3 Б) Ca2+ + CO32- = CaCO3
3. CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O В) 2Ag+ + CO32- = Ag2CO3
4. CaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Ca(NO3)2 Г) Ag+ + Cl- = AgCl
Д) H+ + OH- = H2О
Ответ:
1
2
3
4






***9. Ряд солей, с которыми взаимодействует раствор серной кислоты
1. хлорид натрия, сульфат алюминия, нитрат кальция, хлорид бария
2. сульфит натрия, сульфид натрия, сульфат натрия, силикат натрия
3. карбонат натрия, бромид бария, сульфид калия, нитрат свинца (II)
4. хлорид бария, сульфат магния, нитрат кальция, хлорид алюминия

Систематическое использование разноуровневых дидактических карточек позволяет учителю лучше видеть достижения своих воспитанников, вовремя выявить пробелы в знаниях, и оказать посильную помощь нуждающимся. Школьники реально оценивают свои возможности, развиваются такие необходимые качества личности как самостоятельность, самокритичность, умение адекватно оценить ситуацию, постановка и достижение цели. Зная, что со стороны преподавателя осуществляется постоянный контроль, большинство детей более ответственно подходят к процессу обучения. Сближается позиция учителя и ученика. А что может быть главнее в условиях современной школы?








13PAGE 15


13PAGE 14915











15