Выступление на пед.совете Мониторинг и фиксация результатов освоения ООП НОО в рамках ИОС


Мониторинг и фиксация результатов освоения ООП НОО в рамках информационной образовательной среды (ИОС) начальной школы
(выступление на ассоциации учителей начальной школы; август 2013 г.)
(Слайд 1)
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда.
Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать:
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
(Слайд 2)

(Слайд 3)
Современный словарь иностранных слов определяет понятие мониторинг как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. В образовании мониторинг характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Следовательно, это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам, или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления реализации образовательной программы.
(Слайд 4)
В лицее третий год ведется образовательный мониторинг, одним из направлений которого является педагогический мониторинг как поэлементный анализ знаний обучающихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
(Слайд 5)
На данном слайде зафиксирована цель педагогического мониторинга, где подчеркнуты ключевые слова.
Целью мониторинга является анализ деятельности педагогического коллектива по полноте и качеству реализации основной образовательной программы начальной школы образовательного учреждения.
(Слайд 6)
Сущность мониторинга в лицее представлена на слайде, где уже прогнозируется выход из трудных ситуаций и формы оформления результатов.
Диагностический инструментарий: анкеты, психологические тесты, КИМы по изучаемым дисциплинам, наблюдения.
Возможные риски: неоперативность педагогов; недостоверность предоставленной информации.
Способы компенсации рисков: минимизация личностного фактора в мониторинге; усиление контроля администрации за своевременным представлением информации; оптимизация взаимоконтроля.
Оформление результатов: базы данных, полученные в результате мониторинга, управленческие документы, пакет инструментария.
В настоящее время в лицее формируется оценочная диагностика процесса обучения. В этом направлении все в большей степени на помощь педагогам приходят информационно-коммуникационные технологии, являющиеся частью ИОС ОУ.
(Слайд 7)
В соответствии с этим в функции учителя включаются следующие задачи, размещенные на слайде.
сбор информации и оценка исходных знаний учащихся;
проверка и оценка учебных результатов учащихся в сравнении с исходными;
анализ результатов обучения;
рефлексия (оценка и изменение) собственной деятельности;
необходимая коррекция методики обучения.
Сегодня я представлю вам мониторинг и фиксацию результатов освоения ООП НОО в рамках информационной образовательной среды начальной школы.
(Слайд 8)
Мониторинг и фиксация результатов освоения ООП НОО
1.Сбор информации и оценка исходных знаний обучающихся: результаты ТПМПК (протокол); психологический диагностический минимум (заключение); результаты логопедического обследования (протокол); проведение входных диагностических работ;
2. Тематический учет знаний обучающихся по предметам (сводный протокол качества обучения по предметам);
3.Результаты административных контрольных работ (сводный протокол успеваемости обучающихся лицея начальной школы);
4. Результаты успеваемости и качества обучения (сводный протокол качества обучения за четверти и учебный год);
5. Результаты промежуточных, итоговых комплексных проверочных работ (протоколы).
Из всего перечисленного на данном слайде за исключением пункта 2 все передается в лицейскую службу мониторинга, где хранится база данных, на основании которой анализируется состояние учебно-воспитательного процесса начальной школы.
А теперь я покажу вам протоколы фиксация результатов освоения ООП НОО
(Слайд 9)
Сводный протокол готовности детей к началу регулярного обучения в школе по результат ТПМПК
(Слайд 10)
Сводный протокол результатов психологического обследования первоклассников
(Слайд 11)
Сводный протокол результатов логопедического обследования первоклассников
(Слайд 12)
Результаты входной диагностической работы
(Слайд 13)
Сводный протокол качества обучения по предметам
(Слайд 14)
Сводный протокол успеваемости обучающихся лицея начальной школы
(Слайд 15)
Сводный протокол качества обучения за четверти
(Слайд 16)
Сводный протокол качества обучения за учебные года
(Слайд 17)
Результаты промежуточных, итоговых контрольных работ
(Слайд 18)
Результаты итоговых комплексных проверочных работ
Размещение результатов обучения в электронном виде (банк данных) дает возможность использовать материал всеми учителями для самоанализа педагогической деятельности, аттестации, принятия управленческих решений, коррекции процесса обучения.
(Слайд 19)
Приказ о результатах мониторинга за год
(Слайд 20)
План корректирующих и предупреждающих действий
Размещение результатов диагностических работ хранится в электронном журнале дневник.ru.
Прирост результатов означает, что учителю и лицею в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
И параллельно мониторингу создается банк данных диагностических работ (входные, тематические, промежуточные, итоговые и т.д), а размещение их в электронном виде дает возможность использовать их всеми учителями, так как этот банк хранится на кафедре начального образования.
Анализ результатов обучения проводится учителем, передается руководителю кафедры, который является куратором работы начальной школы и представляет администрации анализ результатов работы (динамика качества обучения по предметам в начальной школе, успеваемости по четвертям и за год, успеваемости по предметам, по каждому отдельному ученику, классу), которые рассматриваются на педагогическом совете, совещании при директоре, на заседаниях методической кафедры, используются для анализа работы ОУ за учебный год.
(Слайд 21)
И весомым местом хранения информации о развитии личности обучающегося является «Портфель достижений ученика» - сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Таким образом, главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты.
(Слайд 22)
Благодарю за внимание!
Мероприятия проводимые учителем после диагностической работы
планирование и организация работы по выявленным результатам;
коррекционная деятельность с учащимися по проблемным умениям;
целенаправленная методическая работа и самообразование учителей в образовательном учреждении по выявленным затруднениям в профессиональной деятельности.