«Роль внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования».
















ДОКЛАД
Тема «Роль внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования».
 
 








 
  
 
Выполнила:учитель начальных классов
МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Грибановского района Воронежской области
Нырова Юлия Алексеевна

 
Проверила: Обухова Л.А.





2016г.
 

Оглавление
Введение.......3
Глава I. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования..5
Общая характеристика организации внеурочной деятельности учащихся5
Использование современных технологий обучения при организации внеурочной деятельности по математике...8
Глава II. Методика организации внеурочной деятельности по математике.10
2.1 Формирование личностных результатов во внеурочной деятельности по математике в рамках ФГОС.10
2.2 Разработка программы внеурочной деятельности по математике.13
Заключение.....15
Список литературы..18
Приложения...20













Введение

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам. Внеурочная деятельность по математике в современном мире очень актуальна.
Актуальность данной работы определяется тем, что в процессе внеурочной деятельности обучающиеся расширяют представления о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.  
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Проблема обусловила выбор темы исследования: «Роль внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования».
Объектом исследования является внеурочная деятельность учащихся в современной школе.
Предмет исследования – внеурочная деятельность младших школьников по математике.
Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеурочной деятельности школьников.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть задачи школы по организации внеурочной деятельности детей.
3. Раскрыть содержание внеурочной деятельности современных школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что определение путей организации внеурочной деятельности младших школьников, направленных на повышение качества образования по математике будет успешнее если учитывается:
- психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;
- гигиенические условия;
- специфику учебного материала и дидактических задач предмета; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности внеурочной деятельности.





Глава I. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Общая характеристика организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его.
Кроме того, внеурочная деятельности способствует повышению качества знаний, формированию мировоззрения, развитию творческой самостоятельности, эстетического воспитания школьников. В основном, необходимый набор качеств знаний происходит через содержание заданий. Задания подбираются учителем с учетом умственного развития учащегося, переходят от менее сложного к более сложному.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор[6].
Внеурочная деятельность по математике, как и по другим предметам, определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга учащихся.
Основы методики внеклассной работы по математике были заложены ещё в 30-х годах XX в. (П.С. Александров, П.Ю. Германович, Б.Н. Делоне, А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник и др.); наметились основные направления развития внеклассной работы по математике, ее цели, виды и формы, методы и средства. Наряду с существовавшими кружками, математическими олимпиадами развивались такие формы внеклассной и внешкольной работы как математическая печать, математические соревнования, конкурсы и викторины, математические вечера, экскурсии, факультативные занятия, школы юных математиков и классы с углубленным изучением математики и др. В последующие годы важную роль в организации внеклассной работы по математике в школе сыграло издание массовыми тиражами популярной литературы для учащихся (например, серии «Библиотека математического кружка», «Популярные лекции по математике», книги Я.И. Перельмана, М. Гарднера и др.). Разработкой содержания внеклассных занятий для учащихся занимались М.Б. Балк, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, П.Ю. Германович, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, Н.П. Жукова, И. Кадыров, А.А. Колосов, А.Н. Колмогоров, Ю.М. Колягин, Б.А. Кордемский, И.В. Кузнецова, Г.И. Линьков, Т.Г. Макаровская, А.И. Маркушевич, В.М. Монахов, Я.И. Перельман, включающие дифференцированные по уровням усвоения цели обучения; дифференцированные учебные задачи; соответствующие методы, формы и средства обучения; дифференцированный контроль усвоения и оценку[2,3].
Внеурочная деятельность по математике может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимосвязь видов внеурочной деятельности по математике, образовательных форм, уровней результатов достижения (приложении 1,таблице 1)
Эффективность внеурочной деятельности определяется правильным выбором форм и методов проведения.
Существуют различные формы проведения внеурочной деятельности, которые представлены в (приложение 2, таблица 2).
Таким образом, хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни.


















1.2.Использование современных технологий обучения при организации внеурочной деятельности по математике

За последние десятилетия в математике возникли новые направления, имеющие не только большое практическое значение, но и большой познавательный интерес. Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеурочной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель[7].
При организации внеурочной деятельности широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ). Это такие формы, в которых учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой специально организованное самообучение, управляемое посредством индивидуальных образовательных программ и технологических карт прохождения учебного материала и измерения полученных результатов.
В этих условиях меняется роль учителя, деятельность которого направлена не на воспроизводство информации, а на психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося в учебно-познавательном процессе.
На современном этапе внеурочная деятельность по математике эффективно осуществляется посредством:
системы дистанционного обучения;
системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);
работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет, через внутришкольные и межшкольные серверы поддержки и индивидуального сопровождения.
ФГОС ставит задачу перед школой использовать материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни[10].
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.
Таким образом, цель учителя - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по математике в основной школе.









Глава II. Методика организации внеурочной деятельности по математике
2.1 Формирование личностных результатов во внеурочной деятельности по математике в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуются по направлениям развития личности.
На занятиях внеурочной деятельности необходимо сформировать личностные результаты:
- внутреннюю позицию школьника;
-личностную мотивацию учебной деятельности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
-способность к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической
деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач[9].
Педагог должен создать атмосферу успеха, помогать ребёнку учиться легко. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу [8].
Личностные универсальные учебные действия включают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два типа действий, значимых в условиях личностно - ориентированного обучения. Первый тип – действие смыслообразования, то есть установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Школьник при этом подходе ставит перед собой вопрос о том, какое значение, смысл имеет для него учение и формулирует свой ответ на этот вопрос. Второй тип – действие нравственно-этической ориентации на основе социальных и личностных ценностей. Этот тип действий предполагает нравственно-этическое оценивание предметного содержания, учебной ситуации, моральный выбор.
Личностные универсальные учебные действия формируются с помощью задач, ориентированных на:
личностное самоопределение;
развитие Я-концепции;
смыслообразование;
мотивацию;
нравственно-этическое оценивание.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как: осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; умение давать оценку своим действиям;
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.); умение выражать собственное мнение и т. д.



























2.2 Разработка программы внеурочной деятельности по математике

Одной из форм внеурочной деятельности является кружок. Мною разработана программа работы математического кружка. Ее основой являются Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников «Моя математика» 3 класс (авт. Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П., М., Баласс,2008г), пособия «Занимательная математика» Т.В. Семёнова, олимпиадные задания 2-4 класс А.М.Ситникова; олимпиадные задания 3-4 классы (автор-составитель Е.А.Чурас), выпуски журнала «Карапуз» 1998г.
Название программы кружка - «Умный в квадрате».
Срок реализации программы 1 год.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. внеурочная математика начальная кружок
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора,
- развивать мотивацию к познанию и творчеству,
- формировать и развивать логическое мышление,
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, решение нестандартных задач.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал. Играя, дети лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение.
Программа рассчитана на учащихся 3 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Основные виды деятельности:
- решение логических задач,
- математические игры на листе бумаги,
- решение нестандартных задач, задач на взвешивание, на переливание,
- ребусы, шарады, содержащие числа.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации,
- развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск математических газет «Кенгурёнок» с логическими заданиями, ребусами,
- подготовка и проведение детьми « Математического марафона» во время декадника по математике,
- участие в интеллектуальных играх.
Форма подведения итогов реализации программы: участие в конкурсе «Зимние интеллектуальные игры», «Кенгуру», олимпиадах разного уровня(приложение 3,таблица 3) .
По моим наблюдениям в результате внеурочной деятельности повышается интерес к математике. Дети перестают считать данный предмет трудным, а, напротив, относят его к числу наиболее легко дающихся. Это все говорит о том, что интерес к математике у детей в этом возрасте достаточно высок, и учителю важно, чтобы ребенок не утратил его в процессе школьного обучения, а преувеличил, чтобы интерес перерос в страстную увлеченность, в потребность заниматься математикой. А для плодотворных занятий должна быть создана плодотворная почва, то есть ребенок должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, а для этого и необходимо развивать его математические способности.



















Заключение


Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка, реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На мой взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий есть – это системная организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС ООО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Я считаю, что внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по математике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.



























Список литературы
Акрамова, А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы [Текст] : учеб. для вузов / А.С. Акрамова.- Алматы: КазНПУ им.Абая, Алматы, 2010.
Балк, М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике[Текст] : Пособие для учителя/ М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Учпедгиз, 1956. – 186 с.
Балк ,М.Б. Математика после уроков: Пособие для учителя./ М.Б. Балк, Г. Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
Белошистая, А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст]/А.В. Белошистая //Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 44 – 53.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст]/ Методический конструктор: пособие для учителя //Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Жилина, Л.И. Веселая математика на каникулах/Л.И. Жилина, Е.В. Ахмедова, А.М. Дмитринова, Л.П. Терехова. // Математика в школе. – 2009. – № 6. – С. 54.
Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий./ Б.А. Кордемский. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48


Приложение 1
Таблица 1
Вид внеурочной
деятельности по математике
Образовательные
формы
Уровень результатов
внеурочной деятельности

Игровая
Ролевая игра



Деловая игра

Социально-моделирующая игра
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного социального действия

Познавательная
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Исследовательские проекты, олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного социального действия


Проблемно-ценностное общение
Беседы

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного социального действия


Приложение 2
Таблица 2
Форма внеурочных занятий
Содержание внеурочных занятий
Задачи внеурочных занятий

Математический кружок
Одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий, объединяющая учащихся одного или параллельных классов, проявляющих интерес к математике
Учет индивидуальных возможностей учащихся;повышение степени самостоятельности учащихся;расширение познавательных возможностей учащихся; формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности

Факультатив
Необязательный учебный курс, изучаемый в школе по выбору ученика


Неделя математики
В установленные сроки в школе проводятся различные мероприятия по предмету, вмещенные в рамки урока или во внеклассные (внеурочные) мероприятия
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности; повышение мотивации учеников к изучению математики; развитие творческих способностей учащихся

Математическая газета
Массовое внеклассное мероприятие, дополнение кружковых занятий; издается математическим кружком или специальной редколлегией
Развитие интереса учащихся к изучению математики

Научно – исследова-тельская конференция
Это мероприятие, на котором юные исследователи представляют свои работы и обмениваются мнениями по проблемным вопросам
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой; обобщение и систематизация знаний по предмету; формирование информационной культуры учащихся

Математическая олимпиада
Соревнование хорошо успевающих учащихся по решению наиболее трудных и интересных задач
Повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний

Математический вечер
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме, предполагает включение художественной части, а также элементов соревновательного характера викторин, конкурсов. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом
Развитие интереса учащихся к изучению математики

Моделирование
Изготовление наглядных пособий: таблиц, схем, диаграмм, моделей измерительных приборов для оборудования кабинета математики
Развитие более глубокого усвоения учащимися школьного курса математики

















Приложение 3
Таблица 3
Тематическое планирование кружка «Умный в квадрате»


Тема занятия
Содержание занятия

1
Логические цепочки
Знакомство с логическими цепочками, поиск закономерностей их составления

2
Математическая игра «Домики» (Приложение 4)
Познакомить с математической игрой «Домики», организовать работу в группах.

3
Нестандартные задачи на переливание жидкости
Познакомить с различием между стандартными и нестандартными задачами. Решение задач на переливание жидкостей, используя различные сосуды

4
Головоломки
Знакомство с математическими головоломками и способами их решения

5
Математическая игра «Горки» (Приложение 5)
Познакомить с математической игрой «Горки», работа в парах

6
Задачи повышенной сложности
Знакомство с задачами повышенной сложности

7
Задания на логическое мышление (Приложение 9)
Решение задач на логическое мышление путём составления таблицы

8
Задания олимпиадного характера
Подготовка к олимпиаде

9
Математическая игра «Крестики и кружочки» (Приложение 6)
Познакомить с математической игрой «Крестики и кружочки», работа в парах

10
Логические задачи
Графическое решение логических задач

11
Решение нестандартных задач на взвешивание предметов (Приложение 8)
Знакомство с решением нестандартных задач на взвешивание предметов

12
Математическая игра «Три кошки» (Приложение 7)
Знакомство с правилами математической игры «Три кошки», работа в парах

13
Задачи повышенной сложности
Подготовка к олимпиаде

14
Составление нестандартных задач-головоломок из спичек
Познакомить с принципом, закономерностями нестандартных задач

15
Математическая игра «Улюлю и Игого»
Знакомство с математической игрой «Игого» и «Улюлю», работа в парах

16
Блиц – турнир по решению задач
Отработка умений решать нестандартные и логические задачи

17
Математический КВН
Закрепление полученных знаний





















Приложение 4.

Математические игры
Математическая игра «Домики».
За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный, но повёрнутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга.



Приложение 5

Математическая игра «Горки».
Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят какую-нибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но дважды обводить один отрезок нельзя.








Приложение 6.

Математическая игра «Крестики-кружочки».
Перед началом игры договариваются, у кого какой знак (крестик или кружочек). За один ход нужно обвести одну сторону клеточки. Игрок, который обводит последнюю (оставшуюся необведённой) сторону какой-нибудь клеточки, рисует в ней свой знак и делает дополнительный ход. Таким образом, за один ход игроку может посчастливится нарисовать сразу несколько своих знаков.








Приложение 7

Математическая игра «Три кошки»
Эта игра похожа на «Морской бой». У каждого игрока – по два квадрата с пронумерованными клеточками. В левом квадрате каждый втайне от другого рисует трёх кошек. Чтобы обнаружить, где находятся кошки соперника, игрок задаёт один вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет», например: «В седьмой клеточке есть кошка?» или: «На первом этаже есть кошка?». Узнав, что в клеточке есть кошка, игрок рисует её в соответствующем месте правого квадрата, в противном случае, ставит в нём точку.















Приложение 8

Нестандартные задачи
1.Как тремя взвешиваниями определить одну фальшивую монету (более легкую) из 8? 10? 16? 17? 26? 27?
2. Из 80 одинаковых по виду монет одна – фальшивая (более легкая). Как ее определить четырьмя взвешиваниями на чашечных весах?
3. Как на чашечных весах уравновесить кусок металла массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Гири можно класть на обе чашки весов.
4. Петя сказал однажды друзьям: "Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет". Какого числа родился Петя?
5. Имеем 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на 2 равные части, используя остальные сосуды?

Приложение 9

Логические задачи
Избранные задачи из книги И.Г. Сухина «800 новых логических и математических головоломок».
1.Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
2. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?
3. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
4. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
5. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
6. Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3.
7. Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково оно?


Размещено на




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015




Рисунок 18Рисунок 2115