Авторский проект (Роль математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.)


Авторский проект
(Роль математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.)
Подготовил: учитель начальных классов
МКОУ Р.-Буйловской СОШ
Малыхина Инна Олеговна
Оглавление:
1.Введение: Актуальность использования метапредметных результатов обучения на уроках математики. Цели и задачи рассмотрения роли математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
2.1 глава:
а)Рассмотрение необходимости и целесообразности внедрения метапредметного подхода в школьном образовании.
б)Анализ научных работ Г. А. Андриановой, А. Д. Короля, С. Г. Полищук, Т. В. Свитовой, Ю. В. Скрипкиной, А. В. Хуторского
в) Основные средства достижения метапредметности.
3.2 глава:
а)Задача, поставленная перед школой- формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД).
б) Роль математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
4.3 глава:
а)Задания для формирования метапредметных и личностных учебных действий.
б)Мониторинг сформированости метапредметных результатов.
5.Заключение
6.Список использованной литературы:
1.Введение: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как способность учиться в течение всей жизни, готовность к самостоятельным действиям и инициативность в принятии решений и т.п. Большие возможности для самостоятельного успешного усвоения учащихся новых знаний, умений и компетенций, включая «умение учиться», предоставляет освоение школьниками универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. Таким образом, метапредметные результаты обучающихся – это и есть освоенные ими универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями.      Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.      Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися,  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:• математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;•  коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;•  информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;•  социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;•  продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;•  нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили  выбор данной темы : «Роль математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.».
Целью  работы является изучение роли математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Особенностей системы формирования метапредметных результатов на  ступени начального школьного образования.Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
• Рассмотреть роль математики как важнейшего средства коммуникации.
•  изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;•  изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;• подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий. 
1 глава. 
В современном мире происходит интеграция во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической, информационной и т.д. Можно сделать неутешительный вывод о том, что деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.
Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.
Опираясь на ФГОС сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д.
Можно сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Рассмотрим классификацию метапредметных компетенций:
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
Ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций опирается на формирование ключевых компетенций школьников.
Метапредметные умения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обуче-ния: • Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее со-ставляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.• Развитие личности учащихся.• Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
1497330166370

44608758826530607066675

2015490158115

3956050118745
Технология проблемного диалогаТехнология оцениванияТехнология продуктивного чтения Форма групповой работы
716280255270
71686098508
В качестве предполагаемых результатов обучения  выделяют:
1.Предметные результаты.2.Личностные результаты: - формирование мотивации учения; - осознание возможностей самореализации; - стремление к совершенствованию; - формирование коммуникативной компетенции; - формирование общекультурной и этнической идентичности; - толерантное отношение к проявлениям иной культуры; - готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию. 
.Метапредметные результаты:  - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции; - умение четко определять области знаемого и незнаемого; - умение ставить перед собой цели и определять задачи,  - развитие исследовательских учебных действий, - развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Анализ научных работ Г. А. Андриановой, А. Д. Короля, С. Г. Полищук, Т. В. Свитовой, Ю. В. Скрипкиной, А. В. Хуторского показывает, что образование при метапредметном подходе в обучении понимается буквально как образовывание человека–созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Принципиальное отличие данного ориентира от развивающего обучения заключается в том, что цель развивающего обучения–развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности; а цель обучения «научной школы»–не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. Согласно идеям А. В. Хуторского, мы под метапредметностью будем понимать выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук (учебных предметов). Благодаря использованию учителем метапредметности в обучении, учащиеся смогут увидеть процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы. Одним из положительных моментов существования метапредметного подхода в современном образовании является возможность перейти от разделения знаний на предметы, при этом появляется целостное восприятие мира учеником. В сознании ребенка формируется целостная картина мира.
Основными средствами достижения метапредметности являются: 1)  Метапредметы–это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Ю. В. Громыко были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»; Хуторским А. В. разработаны метапредметы «Числа», «Мироведение», «Культура», «Естествознание», общая совокупность которых, вместе с обычными учебными предметами, охватывает весь общеобразовательный комплекс условий для гармоничного развития детей.
2) Надпредметные программы–это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся. По надпредметным программам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности.
3) Метапредметные темы в рамках предметных курсов–на уроках можно использовать такие метапредметные темы, как «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание–незнание», «Пространство и время», «Порядок и хаос» и т. д., у младшего школьника формируется целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем.
4)Специальная деятельность–исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно–диалоговая, дискуссионная, игровая усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
5)Специальные приемы–составление ментальных карт, деревьев понятий, денотатных граф, схем «фишбоун», различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и т. д. Похожая статья: Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе.
6)Специальная дидактика–эвристические, игровые задания. Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее усваивают материал, легче обнаруживают взаимосвязь различных вещей и явлений, развивают умение учиться, а не получать готовые знания. 
2 глава.
Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
    ФГОС  НОО: Глава II, пункт 9,11
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования:
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий(УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.   Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
   Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК(«Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100»),т.е. всех учебных предметов базисного плана.      Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Метапредметные результаты образования – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов. Особая роль в формировании у младших школьников умений учиться принадлежит познавательным метапредметным результатам, которые являются мостами, связывающими все предметы. Они предполагают достижение таких результатов как сформированность общеучебных универсальных действий (самостоятельное формулирование учащимися познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.), логических умений (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения и др.) и умений ставить и решать проблемы. 
Поэтому мы рассмотрим роль математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Познавательная метапредметная деятельность в начальной школе может включать в себя такие составляющие как: 1. Включение метапредметов в содержание учебных предметов начальной школы. Например, метапредмет «Знак» проходит через все дисциплины начальной школы. Младшие школьники сталкиваются с графическими изображениями, схемами, рисунками знакомясь с чертежами фигур, алгебраическими записями и различными способами записей задач на уроках математики; с картами на уроках окружающего мира; с условными способами обозначения частей речи на русском языке; нотами на уроках музыки и т.п. Поэтому на всех уроках необходимо учить учеников выстраивать «картинки» образов, способствуя развитию способностей схематизации, пониманию, построению и употреблению любых знаков и символов. 2. Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных познавательных метапредметных результатов. Во внеурочной деятельности в начальной школе могут быть реализованы такие программы как «Логика», «Учимся проектировать», «Основы исследовательской деятельности», «Развитие познавательных процессов и формирование УУД у учащихся начальной школы» и др. 3. Использование метапредметных заданий на уроках в начальной школе: представление информации в разном виде (таблицы, графики, рисунки, рекламные буклеты и др.); сочинение сказок, рассказов по темам уроков математики и окружающего мира; проведение экспериментов на уроках русского языка и математики и т.п. 4. Междисциплинарные проекты. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные проекты, направленные на достижение метапредметных результатов. Одним из таких проектов, может стать организация и проведение эвристических олимпиад для младших школьников. 5. Использование технологий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действии: решение задач на соответствие, технология мозгового штурма, технология развития критического мышления, обучение на основе учебных ситуаций, кейс-технология, метод проектов.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.
Рассмотрим, как происходит личностное развитие и формируются универсальные учебные действия у обучающихся на ступени начального образования в рамках предмета «Математика» (УМК «Школа России»).
Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие  познавательных  универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных  математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления».. Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») в рамках Образовательных систем «Перспективная начальная школа» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных и универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. 
Проанализировав содержание учебника математики для первого класса, я выбрала типовые задания, которые направлены на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения программного материала по математике
Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие  познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, овладение основами логического и алгоритмического мышления. Но наряду с этой всем очевидной ролью математики, у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.
Личностные результаты
В возрасте 7-10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т. е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать свои поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик еще не готов дать самостоятельный ответ.
Типовые задания, нацеленные на личностные результаты
Роль  математики как важнейшего  средства коммуникации в формировании речевых умений  неразрывно связана с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С  этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Наличие в рассматриваемом курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.
Так как рассматриваемый курс математики серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.
Для формирования метапредметных и личностных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своего города или села, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свою малую Родину. Например, проект «Математика вокруг нас. Цветники». Дети делают альбом «Цветники: форма, размер. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками цветников своего города, села, школы.
  - творческие задания
Составить задачу по рисунку.
Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.
- подведение итогов урока
Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
1. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
2. Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.
3. Так как курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе и т.д.)
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики – типовые задания.
На уроках математики работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).
Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Для этого в 1 классе предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью. В значительную часть уроков 2 класса и во все уроки 3–4 классов в уроки включаются проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока). Проблемные ситуации курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
То есть, развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. К концу начальной школы соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. К концу начальной школы ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики – типовые задания.
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). На уроках математики:
1. Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания первого класса знакомят учащихся с общепринятыми в математике моделями, во 2 – 4 классе типовые задания учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.
2. Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)
3. Так же это задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.
Формирование коммуникативные универсальных учебных действий – типовые задания на уроках математики. Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу). К концу начальной школы ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.
Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
В значительную часть уроков математики включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос урока). Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»
Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно.
7 + 3 – 2 = 8 8 – 7 + 6 = 8
6 – 4 + 7 = 10 1 + 8 – 6 = 3
- сравнение
Рассмотри рисунок. О чем можно сказать: столько же? Больше? Меньше?
В процессе выполнения подобных заданий формируется умение составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.
- решение текстовых задач
При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий, а также вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- проблемные ситуации
Например, при изучении темы «Вычитание из числа 10» в начале урока формулируется вопрос «Как из числа 10 вычесть однозначное число?» У обучающихся формируется умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений первоначально осуществляется под руководством учителя , но постепенно ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).
Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий
Возрастные психологические особенности младших школьников делают  необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено   младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания учебника первого класса знакомят учащихся с общепринятыми в математике моделями и учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.
Отличительной чертой учебника математики является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Все задания учебника, сопровождающиеся инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- моделирование
Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 5 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на 3 меньше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».
- «на что похоже?»
В результате выполнения подобных заданий у детей формируется умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем.
- поиск лишнего
Задание: не вычисляя, найди лишний пример.
10 – 2 5 - 2
8 – 2 4 - 2
6 – 2 3 - 2
3 + 2 2 – 2
Формируется умение осуществлять классификацию.
- «цепочки»
В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией)
Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста. 
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия
В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».
Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений в курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Примеры учебной деятельности: Математика
Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- работа в парах, в группах
Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.
- постановка вопросов
Задача: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше.
Поставь вопрос и реши задачу.
Формируется умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них.
- коллективное обсуждение поставленной проблемы
У обучающихся формируется умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Проблемная ситуация устанавливает у учащихся границу между знанием и незнанием.
Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуация неопределенности
Например:
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17 
На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций:
информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группах по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования.
Такие уроки я составляю таким образом, чтобы поставить учащихся на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит учащихся сделать первый шаг в направление открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
По словам кандидата философских наук, заместителя директора НИИ ИСРОО  Н.В.Громыко – целью матапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, созданий условий для активизации мыслительной деятельности и проведении анализа составляющих этого процесса.
Заключение
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Чем же метапредметный урок отличается от традиционного?
Ядром творческого метапредметного урока является проблемная образовательная ситуация:
1) Нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер.
2) Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока.
3) Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен.
4) Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности.
5) Тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.
Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
И в заключении хочется отметить, что ведение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов»
Математика – это наука о фундаментальных структурах реального мира. На протяжении веков, развитие математики способствовало развитию научно – технического прогресса всего человечества. Математически образованная личность, легко применит её технологии в изучении любой новой для человека проблематике.
Математика имеет широкое прикладное применение. Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников.
Таким образом, сущность метапредметной компетентности, на мой взгляд, недостаточно проработана и структурирована в системе ФГОС. Мы констатируем необходимость совершенствования информационно-аналитического и правового аппарата обеспечения метапредметных компетенций, на которые правительством России в последнее время обращено значительное внимание. Более того, необходимо разработать эффективную методологическую базу формирования метапредметных компетенций у учащихся, а также специальные методические проекты для педагогов. Иными словами, образовательной системе предстоит масштабная работа по оптимизации ФГОС, решающим фактором которой должен стать комплексный подход.
Список использованной литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.
. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметно-сти/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. / под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Сборник рабочих программ «Школа России». / С.В.Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2) под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Издательство «Просвещение», 2010.
Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждение. Начальная школа/сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико–практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000. — 376 с. 2.     
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. 3.     
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–12. 4.     
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2011. — 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»).
Болтаева Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе [Текст] / Г. С. Болтаева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 406-409.