Методический материал Организация и проведение Декады естественно-научных предметов


Декада предметов естественнонаучного цикла.
Предметная Декада является объединённой формой методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющей единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только учителям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач системой конкурсов, игр, викторин и т.п. Мероприятия Предметной Декады позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
Предметная Декада позволяет рассматривать проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности (развитие осознанных мотивов учения): ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Проведение предметной Декады даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
Специфика Предметной Декады как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Главной особенностью Предметной Декады является то, что она выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться всем ее участникам.
Согласно приказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1» от 16.10.2015 № 273 «Об организации и проведении предметных декад» и плану методического объединения учителей физики, химии и биологии с 10 по 19 марта в лицее проходила декада предметов естественнонаучного цикла.
Цель декады – создание оптимальных условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении.
Задачи:
Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Формирование ключевых компетенций учащихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной.
Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам естественнонаучного цикла.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Для решении поставленных задач был составлен план мероприятий декады естественнонаучного цикла, разработаны сценарии открытия, закрытия предметной декады, познавательно – интеллектуальной игры «ФиХиБио», проведена предварительная работа с классными руководителями и творческой группой учащихся (оформление стенгазет, плакатов, галереи успеха, составление презентаций, ребусов и кроссвордов).  Участники и их роль в реализации декады
Участники Функции
Творческая группа
Григорьева Л.П., заместитель директора, учитель химии.
Степанова И.Г., председатель МО учителей научноестественного цикла, учитель физики.
Тазетдинова А.К., учитель биологии.
Зарипова Р.Б., учитель биологии Разрабатывает план декады
Реализует его
Ведет мониторинг
Награждение участников декады
Учащиеся
5 – 6 классов
7 – 8 классов
9 – 11 классов Творчески развиваются, придумывают и проводят мероприятия с младшими школьниками
Активно участвуют в реализации декады
Классные руководители
Сопровождаю детей
Получают информацию
Ведут наблюдения за детьми.
Формируют портфолио
Педагоги
Осуществляют взаимодействие «родители + дети + руководитель МО»
Получают информацию
Ведут наблюдения за детьми.
Формируют портфолио.
Методическое обеспечение декады.
План реализации Декады предметов естественнонаучного цикла.
Эпиграф декады:
«О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух… »
Дата проведения Мероприятия Участник
10 марта Открытие предметной декады.
Линейка по параллелям: (рекреация каб 230, 232):
1 перемена – 9-11 классы
3 перемена -7-8 классы.
13.00 - 5-6 классы.
10-19 марта Презентация «Нобелевские лауреаты»:
9 классы – биология
10 классы – физика
11 классы – химия
10 марта Выпуск газет по направлениям:
«Флора и фауна»,
«Физика вокруг нас»,
«Химия в нашей жизни». 5-6 классы
7 классы
8 классы
11 марта Оформление галереи успеха. 10 классы
12 марта Интеллектуально – познавательная игра по станциям «Фихибио». Разновозрастные команды 7 – 11 классов
14 марта Лаборатория Архимеда.
Лаборатория Левенгука.
Лаборатория Алхимика. 10 - 11 классы
15 марта День ребусов и кроссвордов. 5-6 классы
7-8 классы
16 марта Конкурс по теме «Спаси и сохрани»:
рисунков,
плакатов,
фото-видео работ. 5-6 классы
7-8 классы
9-11 классы
17 марта Викторина «Всезнайка» 5-6 классы
18 марта Конкурс «Самый…класс! »
7-8 классы
9-11 классы
18 марта Закрытие декады естественных наук.
Подведение итогов.
Размещение на сайте. 10 класс

Как это начиналось……
10 марта в рекреации кабинетов химии, биологии и физики состоялось открытие декады предметов естественнонаучного цикла. Были проведены линейки, на которых ученые, внесшие значительный вклад в развитие биологии, физики, химии – Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Д.И. Менделеев (ученики 10 класса Г. Гунда, Д. Горбунов, Д. Мансуров) – поздравили учащихся с открытием декады и вручили план декады.
Оформление школы к декаде.
В течение декады на экране телевизора высвечивали слайды презентации «Нобелевские лауреаты в области биологии, химии, физики», (9-11 классов. Стенды оформлены тематическими газетами (5-7 классы), плакатами и рисунками по теме «Спасти и сохранить», оформлен стенд «Галерея успеха» (10 класс)
В ходе декады были проведены конкурсы на отгадывание кроссвордов и ребусов (ответственные Зайцева Анна, Черецкий Владислав-10 класс), викторина «Всезнайка» (ответственные Хамзина Алина, Гаврилова Алина, Гаврилова Валерия-11 класс), конкурс «Самый …класс» (ответственные Ситко Елизавета, Фоменко Анастасия, Герасимова Влада -10 класс), где ребятам предлагалось полученные на уроках знания использовать в нестандартной ситуации. При этом развивается мышление, воспитываются волевые качества личности, коллективизм, умение отвечать в регламентированное время. Проведенные мероприятия позволили повысить интерес учащихся к изучению естественнонаучных предметов, вызвать у учащихся положительные эмоции, и, конечно же, обогатить кругозор и интеллект участников дополнительными знаниями. По итогам этих конкурсов были выявлены следующие победители:
в конкурсе «Кроссворды и ребусы» - 6в, 8а, 10 классы;
в викторине «Всезнайка» - Обухова Полина (5б класс), Хамидуллин Руслан (6а класс), Муравский Дмитрий (8а класс), Голдобина Анна (11 класс);
в конкурсе «Самый…класс» - 11 а-самый физический класс, 9б – самый химический класс, 8в – самый биологический класс.
Нельзя представить предметы естественнонаучного цикла без экспериментальной части. Во время декады была представлена по физике лаборатория Архимеда (ответственные Метла Максим (11 класс), Зайцева Анна (10 класс), Мухамадиев Радик (10 класс)), по химии – лаборатория Алхимика (ответственные Фомина Софья, Осипенкова Анна, Мансуров Данис – 10 класс), по биологии – лаборатория Левенгука (ответственные Кривда Никита (8б класс), Гунда Глеб (10 класс). Опыты, подготовленные организаторами, вызвали неподдельный интерес, как со стороны младших школьников, так и старшеклассников. Все перемены, пока работали лаборатории, организаторов окружала толпа ребят, интересующихся как результатами опытов, так и объяснением этих опытов.
Игра «Фихибио» объединила учащихся с 7 по 11 класс. На основе жеребьевки были сформированы 6 команд из 5 учащихся: «Протон», «Нейтрон», «Электрон», «Позитрон», «Фотон», «Атом». Каждой команде предстояло пройти шесть станций - «Скелетон», «Очарованный химик», «Экспериментальная», «Лихенология», «Ученые», «Дальше, дальше, дальше», где их ждали задания на логику, смекалку. В ходе игры ребята должны были четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение. А для этого вновь организованные разновозрастные группы участников игры должны были стать единой командой. В нелегкой борьбе победила команда «Атом» в составе - Миргалиевой Лианы (7в класс), Юмашевой Ренаты (8а класс), Кочнова Дмитрия (8в класс), Деменко Полины (9б класс) и капитана команды Гизатуллина Равиля (11 класс).

Закрытие Декады предметов естественнонаучного цикла.
На закрытии предметной декады были отмечены победители конкурсов и викторин, а также все активные участники подготовки и проведения «Декады предметов естественнонаучного цикла».
В целом, декада предметов естественнонаучного цикла прошла, насыщено и познавательно. Учащиеся с интересом участвовали во всех мероприятиях декады. Значимость данных предметов в жизни общества и лично каждого учащегося была раскрыта хорошо. Работа над материалами данной декады, позволила каждому учителю, принимавшему участие в ней, пополнить свою методическую копилку новыми и увлекательными работами и методами.