Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».


Урок русского языка в 4-ом классе филиала МКОУ СОШ №5 г.Алагира в с.Бирагзанг
по теме
«Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
уточнить знания об особенностях творительного падежа;
отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные задачи урока:
воспитание познавательного интереса, расширение кругозора учащихся.
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
показ слайдов на мультимедийном устройстве;
учебник «Русский язык».
Ход урока
1. Организационный момент
Проверьте готовность.
Ручки, книжка и тетрадка
Всё у вас лежит в порядке.
Садитесь.
- Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!
2. Минутка чистописания
- Открываем тетради, запишите число, «классная работа Письмо по памяти
Ты видел факельное шествие
Берёз осенних по Руси.
Они леса зажгли окрестные –
Теперь попробуй погаси!
Слова окрестные и осенних разбери по составу

Появился во дворе
Он в холодном ноябре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ...
(Ответ: Снеговик)
Напишем все соединения букв, которые встречаются в этом слове.
Сн не  ег го ов  ви  ик- Подберите однокоренные существительные к слову «снеговик».
снег      снежок   снегурочка-Что общего в словах?(сущ.)
-На какие группы их можно разделить?(м.р. и ж.р.,одуш. ,неод.,1 и 2 склонение)
-Что такое склонение?
- Определите склонение имён существительных.
Игра «Верите ли вы?» Отвечайте да или нет
1.В русском языке 6 падежей?(да)
2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже? (Нет).
3.В русском языке три типа склонения? (Да.)
4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? (Нет).
5.Ко 2-му склонению относясясуществительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я? (Да.)
6.Существительные женского рода с мягким знаком на конуе относятся к 3-му склонению? (Да.))
-Теперь вы задайте вопрос классу.
(Дети формулируют и задают товарищам вопросы по теме.)
3. Самоопределение к деятельности (слайд 4,5 )-Прочитайте ключевые слова на карточках.
Кем? Чем?
С, за, под, между
Роль в предложении: второстепенный член
1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой,ей -ом.ем -ю
-На какой карточке сведения, которые недостаточно хорошо изучены и требуют исследования?
-В чем трудность при определении пад. окончаний существительных?(ударные и безударные)
-О каком падеже будем говорить на уроке?(о творительном)
-Сформулируйте задачи(вспомнить признаки сущ. в творительном падеже, научиться правильно писать безударные окончания в тв. падеже)
Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.
 
Пришла (с чем?) с (метель)Занесло (чем?) (снег)Украсила (чем?) (серебро)Укрыла (чем?) (ковер)Летел (над чем?) над (поле)Любовались (чем?) (снежинка)
 Играть (с кем?) с (Таня  и  Саша)
-Что Вы заметили, по какому правилу составлены словосочетания?
Все существительные стоят в творительном падеже.
Рассмотрим внимательно наши существительные. Выпишем их отдельно в строчку.
С  метелью, снегом, серебром, ковром, над полем, снежинкой, с Таней,
с Сашей.
 -Определим у всех существительных склонение, выделим окончание. Результаты занесём в таблицу.
1 скл. 2скл. 3скл.
-ой, -ей -ом, -ем -ю
-Так, какие окончания имеют существительные в творительном падеже?
4. Работа по теме урока.
Упр.220,с.118
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Определите падеж выделенных существительных.
Почему окончания различные?(разные склонения)
-Какой частью речи являются слова сегодня, вчера?
-Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
-Объясните значение слов.( Словарная работа электронное приложение)
Вчера- в день, предшествующий текущему дню.
Сегодня- в этот, текущий день, когда идет речь.
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
-Как образовалось наречие сегодня?
-Выбери синоним к слову сегодня(завтра, нынче, вчера, опять)
-Выбери антоним к слову вчера(сзади, впереди, хорошо, сегодня)
-Составьте и запишите предложение с любым из новых словарных слов.
-Выполните письменное задание к упражнению. Взаимопроверка.
Выполните грамматический разбор.(у доски 3 человека)
5. Физминутка1скл. приседаете, 2 скл. хлопаете,3скл. руки вверх
Конь, земля, сын, дочь, Алла, солнце, отец, дача, мышь, окно, печь, платье, парта, ручка, тишь, сын, книга, тетрадь, день, печенье.
6. Закрепление изученного материала.
-Прочитайте текст упр 221.-_ Что заметили?
-Как определить границы предложений?(законченная мысль, грамматическая основа-подлежащее и сказуемое)
-Назовите 1 предложение.
-Определите границы др. предложений. Работа в парах.
-Сколько получилось предложений?(5)Прочитайте
-Назовите слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание.
Выполните письменные задания к упражнению.
7. Контроль и самопроверка знаний. Тест.
Тест  по теме «Безударные окончания имён существительных в ед. числе»
       1.  На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?
A)  О КОМ? О ЧЁМ?
Б)  КЕМ? ЧЕМ?
B)  КОГО? ЧТО?
 2.  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
A)  в, на, за, под, через, про, сквозь
Б)  с, за, под, перед, над, между
B)  с, от, до, из, без, у, для, около
  3. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения?
A)  -ОМ, - ЕМ
Б) - Ю
B)  -ОЙ, - ЕЙ
 4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения?
A)  -ОМ, -ЕМ
Б) -Ю
B) -ОМ, -ЕМ
 5.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?
A) -ОМ, - ЕМ
Б) -Ю
B)  -ОЙ, - ЕЙ
 8.Рефлексия.
- Что же мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
9. Дом. Задание стр. 118 упр. 221.