Конспект открытого урока по русскому языку. Тема:«Правописание слов с суффиксами — ек, — ик».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Тема:«Правописание слов с суффиксами - ек, - ик».
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Лапшева Елена Анатольевна
Борисоглебский городской округ
2013 – 2014 учебный год
Тема: «Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -»
Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -.
Задачи урока:
    организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;
    познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
    способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
    способствовать формированию умения работать в парах, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
  
Ход урока. 
                  Организационный момент.
Запустим кораблик бумажный,Пускай он плывёт далеко.Урок у нас сегодня важный,Добыть ведь знания нелегко!
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
                 Чистописание. 
-Сегодня мы вспомним правописание букв ц ,и,е и соединений с ними. 

               Словарная работа.            
Всех круглее и краснее,Он в салате всех вкуснее,И ребята с давних пор очень любят ...ПОМИДОР
Он совсем - совсем зеленыйИ овальный, удлиненный,Помидора верный брат,Тоже просится в салат.Догадался(ась)? Молодец!Ну, конечно ...ОГУРЕЦ
В сенокос - горька,а в мороз - сладка.Что за ягодка? РЯБИНАКруглый, зрелый, загорелыйПопадался на зубок,Расколоться всё не мог.А потом - под молоток,Хрустнул раз - и треснул бок. ОРЕХ
Лег асфальтовый ременьЧерез сотню деревень. Шоссе
Он зелёный, полосатый,Как воздушный шар пузатый,А разрезали - смотри:Мякоть красная внутри.До чего хорош на вкус!Называется...АРБУЗПрочитайте первые буквы каждого слова что за слово у вас получилось? Пороша.
Пороша — Свежий, только что выпавший снег.
выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы жировавших (то есть бегавших для отыскания корма) ночью животных. Пороши разделяются на:
верховые (когда снег при тихой погоде идёт сверху),
низовые или заносные (от позёмки — движения снега ветром),
мелкие и глубокие (от сравнительной глубины следа),мёртвые (при толстом снежном слое глубже 18 см, не дающем зверю хода),
печатные (когда след особенно рельефно отпечатывается),
тёплые (на тающем снеге),
мягкие (не дающие шума — при тёплой погоде),
жёсткие (шумящие — при рыхлом снеге в морозную погоду),
слепые (когда, вследствие поздно выпавшего снега и других причин, никаких следов на снегу не видно).
Пороша — пушной рыхлый снег, идущий в безветрие, а потому покрывающий землю ровно. Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. том 3.
Пороша — свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.
Пороша — это собственно снег, шедший ночью, и переставший идти утром. Таким образом, на снегу видны только свежие следы жировавших ночью зверей, чем значительно облегчается их выслеживание.
               Повторение изученного материала.
Ребята, давайте вспомним над каким разделом мы сейчас работаем. Состав слова.
Скажите мне пожалуйста какие части слова вы знаете.
Сейчас я проверю как вы усвоили материал. Работаем по вариантам я диктую слова, кто сидит на 1 варианте записывают слова с приставками, 2 вариант суффиксами.
Проеду, радость, лунный, хлеб, сберегу, отвёз, полоска, стол, солёный, молоко, отварю, пошёл, снежный. Выделите заданную часть слова.
На полях начертите ступеньку могу- немогу, поставьте плюс на 1 ступеньке, проверяем. Кто справился с заданием поставьте плюс на ступеньку повыше .вы повысили свой уровень знаний, у кого есть ошибки, те не повысили своего уровня.
Физ. минтка.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
А чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Сели. Продолжим.
Работа над темой
Ребята скажите пожалуйста, какое слово имя существительное 2 повторилось в стихотворении в нашей физ. минутке. Ключик.
А ключик что помогает нам открыть? Замочек.
А кто мне скажет как надо писать это слова? Какая часть слова вызывает затруднение в написании? Суффикс. С каким суффиксом ек или ик ?- Узнать, какой суффикс в словах нужно писать –ек или - ик нам поможет упражнение 242 стр. 125. - Я вам предлагаю  работу в парах.. Разберитесь, когда в словах пишем суффикс –ек, а когда -ик- Перед началом работы я вам прочитаю сказку «Ученики ЕК и ИК». Если вы внимательно послушаете, она вам поможет в решении проблемы. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс ИК был прилежным учеником, а его друг, суффикс ЕК, был самым настоящим прогульщиком, вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е убежал, учитель, Суффикс ТЕЛЬ, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе ЕК. И сейчас, когда мы начинаем изменять слова с суффиксом ЕК, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
Вопросы для упр. 242
Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова птенчик на множественное число? птенчики
Сохранилась ли гласная в суффиксе, при изменении формы слова орешек на множественное число? орешки
Сделайте вывод, в каких случаях надо писать суффикс – ик, а в каких –ек.
Алгоритм:
Поставить слово в форму множественного числа.
Посмотреть выпадает гласная или нет.
Если гласная   не выпадает  суффикс  -ИК, если выпадает –ЕК
А теперь проверим верна ли наша гипотеза. Прочитайте правило на с. 125.
Давайте вернемся к словам  ключик, замочек и проверим, правильно ли мы написали.
Физ минутка для пальчиков.
Закрепление.
   игра Редактирование слов
 –Ваша задача вписать пропущенную букву и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. записывают у доски под словами мн. число, ед.число.
песоч…ек, слон ик, хвост ик, стол ик, кузнеч ик, мяч ик, вечероч ек, горош ек (горошки)
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
- Следуя выводу, вставить пропущенные гласные в суффиксах.- Учебник упр 243 стр 126.  Работа в парах. Взаимопроверка. Один читает вслух.
На полях начертите ступеньку могу- немогу, поставьте плюс на 1 ступеньке, проверяем. Кто справился с заданием поставьте плюс на ступеньку повыше .вы повысили свой уровень знаний, у кого есть ошибки, те не повысили своего уровня.
По карточкам работают несколько детей. Задание для 2 и 3 группы.
Дифференцированная работа.
(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)
 (Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Платоч…, , листоч…, билет…, , зуб…к.
Подводим итог.
Над какой проблемой мы сегодня с вами работали?
Когда в слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?
Расскажите порядок ваших действий.
Оценки.
Домашнее задание.
Упр.241, правило на стр.125.