Конспект урока по русскому языку на тему Правописание возвратных глаголов с суффиксами -ся(сь), их правописание


Технологическая карта урока русского языка
Студентки 41 группы
Коробейниквой Татьяны
Утверждаю
Методист: Шайгатдарова Э.А. Подпись: ________
« » апреля 2015;
07.04.15г
Класс: 4«в»
Тема: Правописание возвратных глаголов с суффиксами -ся(сь), их правописание
Цель: Познакомить с суффиксами -ся и -сь.
Задачи:-Развивать речь,мышление и память детей.
- Воспитывать интерес к предмету,
- Выявить особенности возвратной формы глаголов
Оборудование: Учебник,доска,мел,наглядности,карточки со словами.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I Орг.моментII Акт.знаний1)Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
III ФНЗ
IV Применение новых знаний Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, Татьяна Андреевна.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
-Назовите их.
-Теперь пропишите эти слоги до конца строки, чередуя их.
Посмотрите на доску. Что вы видите?(На доске вывешены 3 слова: петапит, зоринтго, поникзавед)
- Понятны ли вам слова?
-Вам нужно в правильном порядке расставить буквы,чтобы получить слово.
-Какие получились слова?
-Хорошо.
-В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова - аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.
-Записывая слова сразу же подчеркивайте орфограммы.
-Какие орфограммы подчеркнули?
-Теперь составьте красивые предложения с этими словами
-Молодцы!!! Теперь посмотрите на слова:
Умывается
Задерживается
Улыбается
Одеваюсь
Катаюсь
Учусь
-на какие две группы можно разделить эти слова?
-Почему вы так разделили?
-Как вы думаете что такое -ся?-сь?
-исходя из этого давайте теперь определим тему урока. Как вы думаете какова тема нашего урока?
Да,тема нашего урока "Правописание глаголов с суфиксом -ся(сь).
-какова цель урока?
-Верно.
-Ребята, вы знаете что обозначается суффиксом -ся?-сь?
-Для того что бы узнать, посмотрите на картинки.
-Что вы заметили на первой картинке?
-на второй?
-То есть действие на первой картинке на кого направлено?
-А на второй картинке на кого напрвлено?
-Все верно.
-Если мама одевает сына, значит действие направлено на мальчика, а если мальчик сам одевается значит на самого себя.
-Что в нем необычного? Где он ставится?
Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.
Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?
-для того что бы узнать верны ли ваши предположения, давайте прочитаем правило на странице78.
Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.
-Итак, как называются глаголы с –ся и –сь?
Да, ребята, это возвратные глаголы.
(У. на доску вывешивает карточку)
Глагол + -ся(-сь)
Возвратные глаголы
-Ребята, смотря на эти слова кто из вас догадался когда пишется суффикс -ся? когда -сь?
-Хорошо, для этого прочитаем правило на стр. 78.
-Итак, когда пишется -ся? когда -сь?
-У вас на партах лежат карточки со словами: умыть,причесать,моет,обуваю,одену,остановили.
Запишите эти слова в столбик
Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов.Выделите суффиксы ся(сь).
-Давайте проверим задание.
-Молодцы. Все встали, сделаем физминутку.
Теперь вернемся к учебнику, упр.141.
-Сравните выделенные глаголы. В чем их различие по смыслу?
-А на письме?
-Верно. Переходим к следующему упражнению144.
-прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Выполняем самостоятельно. Затем проверим.
-Проверяем.
-Какой суффикс написали в слове сердилась?
-В слове сочились? Распрямились?
-Молодцы.
-Чем мы сейчас занимались?
-Какие знания нам пригодились?
Дома вы должны будете выполнить 145 упр.
-Какие глаголы называются возвратными?
-Что такое ся(сь)?.
-На что указывает суффикс ся?
-Когда пишется –ся? –сь?
-Было ли трудно на уроке?
-Что понравилось?
-Оцените свою работу. -Приветствуют учителя
-Садятся
Слоги
Ма, ка, ла
Прописывают слоги.
Слова
Нет, не понятны
Аппетит, горизонт, заповедник
Аппетит-написание удвоенной согласной в корне
Горизонт-словарное слово
Заповедник-
Записывают слова, подчеркивают орфограммы
Составляют предложения
1 группа: Умывается, Задерживается, Улыбается
2 группа: Одеваюсь,КатаюсьУчусь
потому что одни глаголы оканчиваются на ся, другие на сь.
суффиксы
"Правописание глаголов с суфиксом -ся(сь).
Цель: мы должны познакомится сс суффиксами -ся, -сь, и их правописанием
нет
-Мама одевает сына
Мальчик сам одевается
Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.
Мальчик сам одевается, значит на себя.
на конце слова
высказывают свое мнение
Читают правило
Возвратные глаголы
Ответы учащихся
После букв обозн. Согл. звук
-после буквы. Обозн. Гл. звук
Записывают слова в тетрадь, образовывают возвратные глаголы, выделяют суффиксы.
умыть-умыться
причесать-причесаться
моет-моется
обуваю -обуваюсь
одену-оденусь
остановили-остановились
в том что действие направлено на мальчика, и на самого себя
Суффиксами
Списать. Вставить пропущенные буквы
Выполняют упражнение
-сь, потому что перед ним стоит согл. звук
Вставляли пропущенные буквы
Знания правила
Записывают домашнее задание
Личностные:
настрой на работу
Познавательные УУД:
Умение определять тему урока и ставить цель.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать других;
Умения высказывать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре с партнером
Познавательные УУД: умение воспринимать новую информацию
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать других
Коммуникативные УУД: умение рассуждать
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Регулятивные: умение адекватно оценивать себя
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его