Использование компьютерных программ и тренажеров в начальной школе


Компьютерные программы и тренажеры в начальной школе
Использование компьютерных программ и тренажеровпозволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышению активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образовательного процесса.
Современные компьютерные программы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Приведу несколько примеров использования компьютерных программ на уроках учителями начальных классов нашей школы:1.Электронное приложение к учебнику
Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка, окружающего мира, литературного чтения. В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в пособии представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.С помощью приложения учителя объясняют новый материал на уроке, систематически проводят индивидуальную работу с учениками на уроке, организовывают повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.
Уроки Кирилла и МифодияЭто сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте. Разработаны в соответствии с ФГОС и продуктивно сочетаются с учебниками из федерального перечня. Помогают делать обучение интереснее и увлекательнее, а также способствуют быстрому и легкому освоению программы начальной школы. Задания просты для использования и восприятия. Эти электронные пособия успешно используются на уроках и дома.
Программа «Знайка» 
Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах для учеников начальных классов. Задания состоят из вопросов, сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы. Программа содержит олимпиадные задания по математикеза 2-4 классы.
4.Тестовая программа «МуТеst»
Это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
MyTest предусматривает работу с 8 типами заданий:
с выбором одного ответа;
с множественным выбором ответа;
с установлением порядка следования;
предусматривающий восстановление соответствия;
предусматривающий восстановление очерёдности ответов;
с самостоятельным вводом ответа;
указание истинности или ложности утверждений;
выбор места на изображении.
Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или в самостоятельной работе учащихся, что безусловно стимулирует их творческую активность. Благодаря данному тесту школьники учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, вычленять общее из частного, устанавливать закономерности.
С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. В этой программе можно легко составить свои тесты и использовать их на уроках. Журнал тестирования в виде таблицы результатов позволяет учителю централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети. Кроме того, журнал тестирования даёт возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками. Преподаватель может оценить или проанализировать работу в любое удобное время.
Программа «Отличник»
Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения". Остановимся подробнее на этой программе.
(демонстрация программы)
Один из видов компьютерных программ - это компьютерные тренажеры.
Компьютерный тренажер - это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.
Мультимедийные тренажеры - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Тренажер дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал  исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.Использование таких тренажеров позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Основой таких тренажеров является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.Если ошибешься, появляется веселый звуковой сигнал, что снимает напряжение ученика.
Данный ресурс учителя используют при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома.
В практике используются как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.Для отработки навыков сложения и вычитания, знания таблицы умножения учителя начальных классов используют такие тренажеры, как «Посчитай птичек», «Математика с Лизой» «Таблица деления в мультиках», «Таблица умножения в мультиках», «Дартс», «Юные водители» и другие.Во время обучения грамоте применяют разминку «Найди звук», «Джунгли», «Покупаем в магазине». По русскому языку в 3-4 классах используются тренажеры: «Проверяеморфографические навыки», «Падежи», «Склонение имён существительных» и т.д. На уроках литературного чтения используют тренажёры «Работаем над техникой чтения», «Проверка скорости чтения», а на уроках окружающего мира «С какого дерева листок?», «Живая и неживая природа», «Природные зоны» и другие. Как пример, рассмотрим тренажер «Юные водители», это вариант использования готового тренажера.Опыт применения компьютерных программ и тренажеров в учебном процессе в начальной школе позволяет выделить следующие положительные моменты:
учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом;
сокращается время выработки необходимых навыков;
увеличивается количество тренировочных заданий;
легко достигается уровневая дифференциация;
более адекватно оценивается уровень полученных знаний и приобретённых навыков;
повышается мотивация учебной деятельности.