Применение новых информационных технологий на уроках английского языка в средней школе.

Применение новых информационных технологий на уроках английского языка в средней школе.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Информатизация учебного процесса одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой методик преподавания, становлением новой культуры педагогического труда. Внедрение современных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития методов и организационных форм обучения. На современном (начальном) этапе разработка новых методик невозможна без совместной работы учителя информатики и учителей-предметников.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжении памяти. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.Однако внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе -формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла – это международное многонациональное, кросс –культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно – самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда – либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующихся и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня новые методики с использованием Интернет – ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть «с разговорами О языке вместо общения НА языке». Многие учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры = язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы, необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция. Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.
Меня как молодого педагога интересует методика преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, я убеждена, что возможности Интернет- технологий способствуют расширению кругозора школьников, налаживанию и поддерживанию деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах.
Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной, межпредметной многоуровневой задачи. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно – иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Однако следует упомянуть и тех проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков при обращении к различным видам и формам Интернет – ресурсов и техническим средствам обучения. Прежде всего, это касается финансовых затрат. Не все еще образовательные учреждения имеют бесплатный доступ в Интернет, не могут позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами всемирной сети и потенциалом, которым обладают современные технические средства. Недостаток технической подготовки преподавателей также отражается на их работе. Но все это только временные трудности. Главное – осознать, что все мы находимся на пороге монументальных технологических преобразований, которые в недалеком будущем повлияют не только на формы и методы преподавания иностранных языков, но и выведут образование на новый уровень.


























15