Выступление на заседании РМО по теме: Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий


Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Учитель начальных классов
Шкуричева Н.В.
МБОУ «СОШ №1» п. ХанымейОсновной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел нас к новым компьютерным технологиям. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание презентаций к урокам;
Работа с ресурсами Интернет;
Использование готовых обучающих программ;
Разработка и использование собственных авторских программ.
Одним из главных предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок математики. По новому ФГОС одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Можно использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. «Ожившие» картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повысить их интерес к предмету
На уроках русского языка в 1 - 4 классах можно использовать в качестве тренажёра для отработки ЗУН программу «Фраза» на дивайсах.
На уроках чтения можно использовать справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д. Можно использовать комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН. В поисках информации могут выручить мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В них можно использовать не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. Возможен показ документальных фильмов по теме урока.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
усиление интенсивности урока
повышение мотивации учащихся
мониторинг их достижений
Для решения этих задач можно использовать следующие направления:
создание флеш-анимаций
подготовка индивидуальных карточек
Основные этапы по созданию флэш-анимации включают в себя:
* выбор тем и иллюстраций для анимации;
* определение педагогических методик их использования;
* создание флэш-анимаций;
* проведение урока;
* включение наработок в общую педагогическую копилку
Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода.. Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.
На родительских собраниях необходимо рекомендовать родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Фраза», «Фантазеры», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», и многие другие. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Применяя ИКТ на уроках необходимо учитывать следующие факторы:. • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).• Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.• Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.• Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например:
При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков можно использовать обучающе-контролирующие программы, моделирующие системыНа уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применять программы с тестовыми системами. С помощью мультимедийного проекта демонстрировать слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процессПреимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Вывод:
информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса,
активизируют познавательную деятельность учеников;
позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Используя деятельностный метод обучения, учителя имеют возможность решать такие методические задачи: - формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации; - формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий; - формирование навыков самообразования, развития способности к академической способности учащихся; - формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её; - формирование навыков самоконтроля. На уроках, в зависимости от его целей, можно использовать разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках. Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал. Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата). Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания. Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.
Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превышает ожидания. Успеваемость по предметам повышается. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать своих учителей своими знаниями.
Используемые Интернет ресурсы:
. Сетевое объединение методистов http://school.edu.ru/catalog.asp
В разделе «Начальная школа»:
разработки к урокам;
новинки литературы;
программы по предметам;
официальные документы.
2. Газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/
«Начальная школа»:
Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...  
3. Каталог ресурсов на Российском образовательном порталеhttp://school.edu.ru/catalog.asp
Раздел «Начальная школа»
Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
Досуг;
Воспитание;
Психофизическое развитие
. 4. Каталог ресурсов на Российском образовательном порталеhttp://school.edu.ru/catalog.asp
Раздел «Начальная школа»
Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
Досуг;
Воспитание;
Психофизическое развитие
Литература:
Баранова Е. В. Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.
Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.