Статья: «Применение информационных и компьютерных технологий на уроках литературы»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение....2
Организация самостоятельной деятельности учащихся...3
Применение информационных и компьютерных технологий на уроках литературы ....5
Заключение....8
Список литературы..10 Приложения ..........11












Введение
Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Изучение любой дисциплины с использованием информационных компьютерных технологий дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышению качества образования. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Конечно, существует много полярных взглядов на использование компьютера на уроке, но мир новейших технологий занимает все большее место в нашей жизни, и учитель просто обязан шагать в ногу со временем.
Я использую компьютер в процессе обучения с различными целями:
при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
для оптимального закрепления изученного материала,
для справедливого контроля знаний учащихся,
для организации интересной и плодотворной самостоятельной работы по предмету.
Считаю, что компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения, которое дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.  На данный момент в моей методической копилке есть ряд уроков по литературе, построенных с использованием компьютерной техники. ( Приложение 1)


Организация самостоятельной деятельности учащихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Компьютер занимает все более прочное место в жизни современного   школьника, который отдает предпочтение электронным книгам, словарям, справочникам. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога на уроке литературы. Учащиеся выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях. Выработка умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности изучения литературы, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.  Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения на литературные темы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; так как многие не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от конспекта, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.  Возвращаясь к формам уроков, можно предложить такие комбинации, как работа с электронной энциклопедией по определенному заданию с последующим тестированием, поиск информации в электронной энциклопедии с последующим устным или письменным изложением, содержащим анализ этой информации, выпуск литературной газеты, созданной в программе Microsoft Office Publisher. (Приложение 2)  Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, ее отбора и анализа, очень важны. Выполняя «творческое оформление» темы по литературе, учащиеся могут показать глубину и осознанность материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций, демонстрируют, как учащийся видит и слышит тему. Также ребята учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. (Приложение 3). Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Также на уроках русского языка и литературы можно использовать электронные учебники. Они красочные, содержат большой объем учебной информации, и в их составе есть задания различного типа, позволяющие учащимся работать самостоятельно. Подготовленным ученикам можно предложить составить подобный учебник по различным темам. Конечно, учитель в таком случае должен направлять ученика и оказывать помощь. В своей работе я попыталась создать подобный учебник для 6 класса, в который включила все изучаемые произведения и биографии авторов, а также задания для проверки знаний учащихся по темам (Приложение 4).



Применение информационных и компьютерных технологий
на уроках литературы
Интересная форма урока - это урок-презентация. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, при помощи программы Power Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора (если таковой имеется в школе), так и на отдельных компьютерах. На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его.  Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку: 1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению. 2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации. 3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся. Учащиеся осваивают навыки: 
- создания и редактирования электронных презентаций; - отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации; - демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление. Учащиеся получают опыт:
- отбора материала для презентации по теме своего проекта; - использования информации для решения своих задач;  - создания презентации в программе Power Point. Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции ( Приложение 5)
Уроки с использованием программ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Malva всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. (Приложение 6). Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. В этих пособиях представлены уроки, биографии писателей, изучаемые художественные произведения. Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий.  Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы Tester, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (оценку выставляет компьютер). Например, можно подготовить тест для использования в качестве контрольной работы или интересного задания олимпиады по литературе (Приложение 7). Можно за основу взять тест классического сценария: выбор одного или нескольких ответов на предложенный вопрос. Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям. 
При подготовке к урокам литературы можно использовать электронное учебное издание «Хрестоматия по русской литературе» (Приложение 8), где представлены полные тексты всех произведений по программе, включая биографии и портреты писателей. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических. Данное пособие учащиеся могут взять в школьной библиотеке.
Заключение
Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы: 1) для организации самостоятельной работы (выпуск газеты); 2) для объяснения нового материала (иллюстративная презентация); 3) для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках (компьютерные тесты Tester).
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс можно представить в виде данной схемы:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415С помощью компьютерных технологий можно создать специальные обучающие программы, тренажеры, демонстрировать видеоматериал. Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс. Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику. Таким образом, компьютер не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться. Использование компьютерных технологий на уроках дает следующие результаты:
развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала,
развитию самостоятельности учащихся, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.
Подготовка к уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Таким образом, мы видим, что информационные технологии прочно входят в  жизнь школы, заставляя учителя быстро приспосабливаться к новым условиям  и методам работы. Конечно, компьютер не сможет заменить эмоциональное  слово учителя и общение на уроке, но методически грамотно использованные  компьютерные технологии позволяют по-новому организовать урок, изменить темп его проведения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Использование информационных технологий активизирует процесс  преподавания, повышает интерес учащихся к предмету и эффективность  учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного  материала. В результате использования компьютерных технологий  реализуются все потенциалы личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический.
Список литературы
1.Практическое пособие. Intel. Навчання для майбутнього.
2.Ісаєва О. О. Інноваційні технології у викладанні зарубіжної літератури в школі //  Всесвітня література в середніх навчальних закладах України, 2005. № 9. С. 3
Сайты сети Интернет



1. www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Root Entry