Применение современных технологий на уроках русского языка в начальной школе


Репина Т.И., учитель начальных классов
МБОУ «ТСШ№2», Таштыпский район,
Республика Хакасия
Применение современных технологий на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время принцип гуманизации образования становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Одной из ведущих технологий сегодня является технология проектного обучения.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов – является технологией, которая позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.д.) и на основе различного предметного содержания.
Главная идея проектной технологии состоит в следующем: с большим увлечением вьшолняется только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.
В настоящее время метод проектов приобрел популярность в связи:
с растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания учащихся;
ее переориентации на социализацию личности через участие в общественно значимой деятельности;
развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем
Возможность организации проектной деятельности на уроках русского языка – создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшего положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ.
Занятия с использованием проектной технологии могут быть различными по форме и методам проведения и применяются в различных разделах русского языка начальной школы. В начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов:
- по доминирующей роли учащихся: практикоориентированные, информационные, творческие, ролевые; - по комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внутришкольные;
- по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.
Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике (создание сайта, видеофильма, газеты, буклета, альбома, модели, коллекции, мультимедийного продукта, учебного пособия и др.), для начальной школы могут быть приемлемы - газета, альбом, спектакль, коллекция, речевой продукт (различного рода творческие, письменные работы и доклады), продукты творческой деятельности (поделки, рисунки, аппликации). На уроках русского языка обобщения и систематизации изученного материала применяется проектная деятельность. В результате учащиеся овладевают умениями создавать свои собственные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение). Данные уроки с применением проектной технологии строятся на межпредметной основе. Проекты позволяют интегрировать занятия по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру.
Рассмотрим на примере обобщающего урока русского языка «Уж осень наступила…». Итогом работы является написание сочинения. По доминирующей роли данный проект является практикоориентированным и творческим, по комплексности и характеру контактов – внутриклассным, по продолжительности – краткосрочным.
На подготовительном (вводном) этапе (погружение в проект) – включает сообщение учителем темы проекта и ее конкретизацию. Данная тема выбрана из содержания учебного предмета «Русский язык» (имеется в виду традиционная тематика сочинения). На вводном этапе следует вместе с детьми поставить цели и задачи проекта. В процессе подготовительной работы формируется проблема: каким образом описать все приметы осени в одном сочинении? Дети формулируют данную проблему в виде задачи: придумать одно общее начало сочинения, а затем каждый пишет свою зарисовку. Результатом проектной деятельности становится найденный способ решения проблемы - написание зарисовок на тему «Уж осень наступила…». Результат проектной деятельности должен носить практический характер. Только тогда он будет интересен и значим для школьников. Результатом данного проекта становятся сочинения и иллюстрации к ним.
На поисково – исследовательском этапе проходит непосредственная подготовка проекта при ведущей роли учителя. Источником информации являются художественные и научные тексты, репродукции картин, экскурсии и д. р., учитель помогает ребятам добывать информацию из различных источников ( в том числе и текстов). В процессе сбора и систематизации материалов дети самостоятельно определяют зарисовку по теме сочинения. Учитель является консультантом и коллегой по проекту, так как у младших школьников еще не сформированы исследовательские навыки, и связующим звеном между учениками и источниками информации. В процессе совместной работы появляется возможность систематически контролировать, как идет работа по выполнению проекта.
На трансляционно-оформительском этапе предлагается предзащита проекта, после которой дети дорабатывают свои заметки с учетом замечаний и предложений. Затем идет подготовка к публичной защите проекта.
Заключительный этап - публичная защита проекта, после чего подводятся итоги, анализируется выполненная работа.
Рассмотрим урок по теме «Уж осень наступила…» с применением проектной деятельности.
Введение (погружение) в проект.
На первом уроке учащиеся знакомятся с названиями осенних месяцев: три ученика готовят материалы о том, почему месяцы назвали сентябрь, октябрь и ноябрь. На данном уроке предлагается работа с пословицами про осень, обсуждение вопроса о том, почему многим так нравится эта чудесная пора. Какими красками раскрашивает осень природу (акцент делается на листопад). Дети анализируют, как поэты и писатели раскрывают красоту осенней природы в своих произведениях: стихотворение А.С. Пушкина «Осенняя пора!..», Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид», И,А,Бунина «Листопад»и д.р.
Так как данный проект является интегрированным, т.е. основан на межпредметной связи, то на втором уроке подготовка к написанию проекта осуществляется на предмете «Окружающий мир», тема «В гостях у хозяйки леса». Речь идет об обитателях леса, о том, как они проводят осень в лесу, как готовятся к зиме. В конце занятия дети получают задание: собрать материал о том, как животные готовятся к зиме.
Третий подготовительный урок к написанию проекта проходит на предмете изобразительное искусство. Учащиеся анализируют картины художников: И,И,Левитана «Золотая осень», «Осенний день» и др. Учитель предлагает ребятам нарисовать рисунок на тему «Осенний пейзаж».
На поисково-исследовательском этапе.
Учащиеся совместно с учителем обсуждают рисунки, которые были нарисованы на уроке изобразительного искусства, какими красками представлена осень .В конце урока читает описание осени: Золотая осень – прекрасная пора. В лесу тихо и спокойно. Сверкают багрянцем листья осин. Золотом горят березки. Но вот из желтизны проглядывает вечнозеленая хвоя елочек и сосен. Свеж и прозрачен воздух. Голубое небо. Солнышко ласкает землю. Какая красота!
На основе описания учащимся предлагается написать мини-сочинения. Отвечая на следующие вопросы: Какие впечатления вы испытывали прочитанного описания осени? Какие особенности тех или иных деревьев вы заметили? Какое настроение оказывает на вас осенняя пора?
На трянсляционно - оформительском этапе.
Учащиеся читают свои мини-сочинения, представляют рисунки, а так же описывают те или иные приметы осени.
Так же на этом этапе составляется план сочинения.
Заключительный этап.
Учащиеся, опираясь на свои мини - сочинения, на собственный рисунок пишут сочинение согласно плану.
Применение проектной деятельности способствует максимальной эффективности речевого развития ребенка. Благодаря активному включению каждого ребенка в творческую проектную деятельность у учащихся формируется и совершенствуется умение создавать свои собственные письменные высказывания.
Поэтапная работа над проектом позволяет учителю включить каждого ребенка в учебную деятельность. Применение проектной технологии на уроках способствует раскрытию творческих, индивидуальных особенностей учащихся.
Применение данной технологии способствует формированию у каждого ребенка ситуации успеха.
Литература:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. русский язык в начальной школе. 4 класс:
Книга для учителя. М:Просвещение, 2010.
Методические рекомендации по организации проектной и
исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москва – М..2003
Соломатина Л,С, «Приметы осени во всем встречает взор» - М.;
Изд-во «Первое сентября». 2004.