Методический материал Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы


Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению», - писал в ХVІІ веке чешский педагог и мыслитель Ян Амос Коменский в своём труде «Великая дидактика».
Сейчас многое изменилось в образовании. Но и современный учитель задумывается о том, как сделать урок интересным, как увлечь ребят своим предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей.
При этом основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что детям урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в игру.
Понятие «инновационная педагогическая технология» включило в себя всё, что касается совершенствования учебного процесса.
Эффективность инновационного обучения заключается в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно-ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию речевых навыков, формируются аналитические способности учащихся, повышается качество и прочность полученных знаний.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
проблемное обучение;
проектное обучение;
развитие критического мышления через чтение и письмо;
технология модульного обучения;
дифференцированный подход к обучению;
информационные технологии;
игровые технологии и др.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Уроки литературы , на мой взгляд, должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить «компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя». На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью создаю портретные галереи и фонотеку
Проектное обучение развивает личностные качества учащихся: самостоятельность, инициативность, способность к творчеству. В учебный материал урока входит связный текст, являющийся основным стержнем урока, вокруг которого строятся задания и упражнения.
Диалоговые технологии побуждают учащихся искать способы для выражения своих мыслей. Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
На уроках русского языка ученики составляют диалоги на различные ситуации «На уроке…», «В магазине», «В библиотеке» и т.д.
Игровые технологии не только развивают речевые навыки, но и значительно повышают интерес к предмету, стимулируют деятельность учащихся.
«Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка». Игра является, как известно, одним из самых древних приёмов обучения.
Существует множество видов игр, используемых на уроках русского языка.
Фонетические игры необходимы на каждом уроке, так как они тренируют у учащихся правильное произношение. Эффективно использование скороговорок, считалок, загадок, пословиц и поговорок
В своей практике активно использую лексические игры. Изучение лексики даёт богатые возможности для использования на уроках различных игр с целью активизировать учебную деятельность школьников. Это такие игры, как «Аукцион» (побеждает тот, кто последним называет слово), "Эрудит"(угадать слово по толкованию его лексического значения, объяснить разницу в значении слов), "Корректор" (1.Найди ошибку в выборе слова: В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты… 2.Найди лишнее слово: Путь кораблю преградил ледяной айсберг.)Грамматические игры, целью которых является формирование умений употреблять речевые обороты, содержащие грамматические трудности, целесообразно проводить в среднем звене. Игра «Кто быстрее?» - учитель называет слова, а учащиеся записывают к ним синонимы, антонимы, «Мозаика» – восстановить текст, «Назовите одним словом» – нахождение обобщающего слова, «Загадочное письмо» – расшифровка слов и др.
Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
-сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала.
Вторая стадия – осмысление. На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом. В результате ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Третья стадия – рефлексия. На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Прием «Корзина идей» позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Смысл приема «Составление кластера» заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с предыдущим приемом . Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием «Верные и неверные утверждения» может быть началом урока. Детям предлагается ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Написание эссе»
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП позволяет повысить эффективность занятий.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-путешествие, урок-зачет.Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я стараюсь применять в своей работе.
Разработка новых технологий – процесс непрерывный.
Однако успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость Уверена, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
 
Список литературы:
1. Толковый словарь русского языка
2. Коменский Я.А…Педагогическое наследие/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский.-М.: Педагогика,1989
3. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. / газ.“Русский язык”, 2009, №7.
4. Бахмутский А.Е. Школьные технологии.- М., 2004 г.
5. Тростенцова Л.А. Урок русского языка на современном этапе.- М., 1998 г.