Методическая разработка урока по литературе Родина в лирике С.А. Есенина


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
«Родина в лирике С. А. Есенина»
преподаватель: Маркова Наталья Николаевна
Тема урока:« Родина в лирике С.А.Есенина»
Задачи урока.
Образовательные:
Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.
Показать народность творчества поэта.
Развивающие:
Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.
Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта.
Развитие творческого мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов.
Совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.
Воспитательные:
Воспитание любви к Родине, уважения к матери.
Воспитание чувства восхищения родной природой.
Воспитание духовно-нравтвенной культуры учащихся.
Оборудование: портрет С.А. Есенина;
библиотечная выставка к 120-летию со дня рождения поэта;
презентация о жизни поэта (компьютер, проектор, экран);
тексты стихов С.А. Есенина;
песня на стихи С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…»;
песня на слова и музыку Ю. Лозы «Мать пишет»;
доска, тетради.
Ход урока.
Организационный момент. Слово учителя.
Наш урок сегодня символичен: 3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Этой дате посвящена выставка материалов о творчестве поэта.
Сегодня на уроке мы рассмотрим «Тему Родины в лирике С. Есенина», исследуем творчество С. Есенина, выясним, какое место тема Родины занимает в лирике поэта, выявим, что явилось источником вдохновения поэта.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова самого Есенина: «О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озерную тоску».
Ассоциативный ряд.
Задание №1 в тетради: напишите 5-7 слов или словосочетаний, которые вызывают в вашем сознании образ Родины. (родной дом, улица, мать, родители, школьные друзья, учителя, родная природа, любимый уголок природы, братья меньшие – любимые питомцы)
Работа по теме урока.
1). Слово учителя.
С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь - глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к родине. В самом звучании его имени и фамилии есть, как оказывается что-то природное, лесное, весеннее.
Сергей Есенин!
Это имя в лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин… (Александр Коваль)
С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к истокам.
2). Стихотворение Игоря Ляпина «Дорога в Константиново» читает подготовленный ученик.
3). Выступление подготовленного ученика с сообщением «Истоки творчества Есенина».
4). Слово учителя.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
5). Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»
- какие чувства вызывает стихотворение? (радостное, гордость за родину, желание деятельности, ощущение бескрайних родных просторов)
- каков центральный образ стихотворения? (образ родины-рая)
- почему именно Русь, а не Россия, Родина? (Есенин упоминает Русь патриархальную. Для него это родной рязанский край, который он бесконечно любит. Это бескрайняяземля, над которой простирается огромное голубое небо.)
- какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?(запахи – «пахнет яблоком и медом»; звуки – звенят тополя, «звенит девичий смех», веселый пляс, церковные образы – «хаты в ризах образа», «как захожий богомолец»)
-какие строки стихотворения отражают его основную мысль? (последнее четверостишие) даже рай Сергей Есенин не променяет на родину.
6). Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»
Дорога домой. Сколько раз приходилось Есенину уезжать из родного села, но каждый раз неизменно он возвращался обратно в родной дом.
Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора в его деревенское детство и юность.
- какова главная идея стихотворения? ( первое четверостишие)
- какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть автор? (показать свою верность идее :любви к родной земле)
- почему автору до сих пор снятся «наше поле, луга и лес»? ( в это время Есенин был по-настоящему счастлив)
Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом. Поэт воплощает исповедь родному дому, признание в вечной памяти и любви.
7). Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»
Шло время. В последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением, глубоким смыслом. Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.
- это лирическое стихотворение имеет философский план. Что поэт говорит о прошедших годах? (что они «растрачены напрасно»)
- автор говорит: «Но ничего в прошедшем мне не жаль». Почему не жаль? (возможно, что не все, что было в юности, теперь приятно вспоминать)
- какие чувства переданы в стихотворении? (грусть об ушедших годах)
Задание №2 в тетради.
1-я группа: выписать словосочетания со словами, обозначающими цвет;
2-я группа: выписать олицетворения;
3-я группа: выписать эпитеты;
4-я группа: выписать метафору и сравнение.
8). Анализ стихотворения «Письмо матери».
- каково отношение Есенина к матери? Найдите обращения к ней. (моя старушка, родная, помощь и отрада)
- какие пожелания он высказывает матери?(просит успокоится, не грустить, забыть тревогу, пусть струится…)
- найдите в тексте диалектное слово, просторечия. С какой целью их употребляет поэт? (шушун – плащ, накидка, шибко, саданул)
- о чем заставил задуматься нас С. Есенин?( о самом дорогом человеке – маме)
Задание №3 в тетради: запишите 3-5 разных строчек, слов, словосочетаний, которые всплывают в памяти при воспоминании о самом дорогом человеке – маме.
Пока идет работа, звучит песня на слова и музыку Ю. Лозы «Мать пишет»
9). Заполнение таблицы.
Стихотворение Источник творчества Цитата
«Гой ты, Русь моя родная» Родной край, земля Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
«Низкий дом с голубыми ставнями» Родительский дом Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
«Отговорила роща золотая…» Русская природа
Философские раздумья
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
«Письмо матери» Мать, дом Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
10). Подведение итогов. Вывод.
- откуда черпал вдохновение поэт при создании образа Родины?
- что объединяет в понятие Родины Есенин?
- чем близка поэзия Есенина нам, сегодняшним читателям?