Доклад на тему «Применение технологий деятельностного типа при обучении учащихся на уроках русского языка»

Доклад на тему «Применение технологий деятельностного типа при обучении учащихся на уроках русского языка»
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Хрипуновская СШ Наумова Елена Николаевна

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».
(Слайд 2) Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
(Слайд 3) Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
(Слайд 4) Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
(Слайд 5) Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

(Слайд 6) Основная форма работы – это урок.
Типы уроков:
Урок «открытия» нового знания.
Урок рефлексии.
3. Урок развивающего контроля.
4. Урок общеметодологической направленности.
(Слайд 7) Структура уроков введения нового знания:
 
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. 
 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы  работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)   
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий  диалоги;
мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут 
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») 
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) -7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 
V. Первичное закрепление - 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -
4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
 
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
 
(Слайд 8) Содержание УМК «Планеты знаний», по которой работают учителя начальных классов нашей школы, предполагает использование технологию деятельностного типа.
Классификация технологий деятельностного типа:
Технология обучения на основе учебных ситуаций.
Технология уровневой дифференциации.
Информационно – коммуникативная технология.
Проблемно – диалогическая технология.
Технология оценивания образовательных достижений.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология проектов.

(слайд 9) Мне близка тема «Проблемное обучение»
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ

Постановка проблемы
Актуализация изученного
-Прочитайте слова на доске?
-Соль, Анна, майка, объявил



-Объясните орфограммы
Объясняют



-Что это? (Читает загадку о березе)
-Это береза!



-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.



-Что же мне делать, ребята?
-Надо перенести.



-А что значит перенести?
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.



-Какой знак нам нужен?
-Знак переноса.


Задание на новый материал.
-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.


Проверка задания.
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).
Видят варианты:
Бер-еза бере-за
Бе-реза берез-а
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)


Побуждение к осознанию
-Задание было одно?
-Да



-А выполнили его как?
-Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)


Побуждение к проблеме
-Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
-Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)


Тема
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске).


Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите “лишнее”);
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ

Постановка проблемы
Подводящий к теме диалог.
-Посмотрите на два столбика слов на доске
На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь



-Что заметили общего?
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.



-В чем различие?
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.


Тема
-Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).
Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся
Учитель читает стихотворение В. Лукса “У доски”.
Вызвал внезапно учитель к доске – Вот и стою у доски я в тоске. Так неудобно стоять у доски, Словно ботинки мне стали узки. Всё, что слегка подучил я вчера, Всё как назло позабыл до утра! Только учитель диктует “окно”, Мелом пишу на доске я “акно”.
Д.- Надо писать через О!
Мел я в смущенье крошу на куски Ох, опозорился я у доски.
У.– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
Д.- Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.
У. – Какие цели поставите перед собой? Чему вы можете научиться на данном уроке?
Д.- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.

(Слайд 10)
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут
Слайд (11) На уроках часто использую самостоятельную работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону
Например, урок русского языка по теме « Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова»
Задание (рабочая тетрадь стр.26, упр.2) Найди однокоренные слова. Докажи свой выбор (выдели корень). Зачеркни лишнее слово.
Прыгать, скакать, прыгун, попрыгунья. Говор, говорит, разговор, беседа. Тропа, дорожка, тропинка, тропка.
Мир, примерять, помирить, мирный. Ласка, ласковый, полоскать, приласкать.
Учащиеся выполняют задание, потом по эталону проверяют заданию у себя или меняются тетрадями.

(Слайд 12) Технология продуктивного чтения используется на уроках литературного чтения. Ориентирована на формирование правильной читательской деятельности
Главная цель уроков литературного чтения выращивание грамотного читателя Кого же мы называем Грамотный читатель? - любит и хочет читать, - умеет выбирать книги, который без чтения просто не представляет своей жизни - умеет читать, то есть владеет приёмами восприятия и понимания текста В целом владеет приемами смыслового чтения. А смысловое чтение является требованием нового образовательного стандарта. Оно относится к познавательным универсальным действиям. (посмотрите на этапы)
(Слайд 13) Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе.
Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки.
2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки.
В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.

(Слайд 14) Деятельностной метод хорошо интегрируется с ИКТ технологиями. На уроках использую презентации, тренажёры, физкультминутки для глаз, что делает урок интересным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
(Слайд 15)Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.
(Слайд16) Академик А.А. Леонтьев отмечал – «главное не знания, а умение ими пользоваться».
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

15