Использование интерактивных методов обучения и информационных технологий на уроках курса ОРКСЭ


Использование интерактивных методов обучения и информационных технологий на уроках курса ОРКиСЭ


Сегодня, на нашем семинаре, мы бы хотели представить Вам наш опыт использования интерактивных методов обучения на уроках курса ОРКиСЭ.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Хотелось бы уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" действовать.
Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, это погружение в общение. Она способствует на только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся. Ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
Эта форма работы имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Применение методов интерактивного обучения позволяет решать следующие задачи и состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. А также:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.


Для чего же используется интерактивная методика?
Здесь, хотелось бы вспомнить китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». (основана на афоризме Конфуция)
Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии.
Это происходит по следующим причинам:
учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Таким образом, можно выделить «три кита», на которых строится применение интерактивных методов:
Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками.
В нашей школе преподавателями этого курса являются все учителя начальных классов – 12 человек. И все педагоги в той или иной степени активно используют интерактивные методы на своих уроках.

Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов.

Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего путного не получится.

А работа в парах, в больших и малых группах учит более терпимо относится к мнениям, которые противоречат собственным.

Конечно, эти методы используются на всех уроках и дети учатся этом уже с первого класса, поэтому, к 4-му классу, когда непосредственно начинается изучение данного курса, ученики уже готовы, и открыты таким разным формам работы. Дети уже умеют это делать, соблюдая все основные правила поведения, у них сложились доверительные отношения в классе и они более активны на уроках.

Шалва Александрович Амонашвили говорил: «Необходимо, чтобы ребенок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями».
Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.  Особенно важно это на уроках такого сложного и в жизненно необходимого в наше время курса как «Основы религиозной культуры и светской этики».
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Все мы прекрасно помним, какие задачи ставит перед нами данный курс.
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Я считаю, что уроки этого курса позволяют в полной мере осуществлять применение интерактивных способов обучения. Целесообразно на уроках данного курса использовать методы интерактивного обучения.
Возможно, кто-то возразит и скажет, что некоторые из них не применительны для данного возраста. Но основы этих технологий - ориентация на развитие творческих способностей личности, здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое.

Важно учитывать уровень развития младших школьников, которым адресован курс, поэтому важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Хотелось бы более конкретизировать применение интерактивных методов для решения задач данного курса.
Например метод, который широко используется, т.к. является своеобразной формой рефлексии по итогам изучения данного курса – это метод проектов.
Дети охотно участвуют в работе над индивидуальными и социальными проектами.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
Для реализации данной потребности применяется метод дискуссии или конструктивного диалога, беседы. Это предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности.


Использование ИКТ на уроках ОРКиСЭ

Одна из особенностей данного курса обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовки детьми домашнего задания.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Я не ошибусь, если скажу, что очень мало уроков обходится без применения ИКТ технологий.

Любой модуль курса начинается с темы урока « Россия наша Родина». На этом уроке используется демонстрационная презентация и фронтальная работа по ней. Для обратной связи учащимся предлагается в качестве домашнего задания составить презентацию на заданную тему.
Учащимся разрешается объединиться в группы по 2-3 человека или сделать работу индивидуально. Презентации выполняются на хорошем уровне, в достаточном объёме с соблюдением всех норм для составления презентаций. Идёт отработка информационных и общекультурных компетенций. В сети интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.

Часто на уроках просматриваем видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать.
Учителя, в своей практике используют ИКТ для проведения виртуальных экскурсий. Думаю, что это один из интереснейших моментов уроков, когда абсолютно любой участник учебного процесса переносится далеко за пределы учебного кабинета.


Бесспорно, весомый аргумент в защиту интерактивных методов обучения –это то, что по данным исследований степень усвоения материала, при их применении, составляет до 90% информации.
Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я»
Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал

И что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.


Желаю успеха в применении интерактивных методов в работе!




































Список литературы:1. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf  2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004  3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.  5. СоколовВ. Н. «Педагогические взаимодействия в эвристическом обучении»  6. .Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.  7. .Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.  8. Якиманская И. С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»  9. http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-65  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/мозговой_штурм. 

15