МЦК «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) на тему «Интегрированное обучение в процессе экономического воспитания при преподавании экономических дисциплин»


Доклад на заседании
МЦК «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
на тему «Интегрированное обучение в процессе экономического воспитания при преподавании экономических дисциплин»
Многое наблюдаемое в экономике представляется нам простым и понятным, но часто это только видимость. За простым скрывается сложное, а чтобы глубоко понять экономические процессы и явления, надо глубоко вникнуть в них. Экономическое мышление обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого труженика в активного творческого участника производственного процесса, достижение высококачественного производственного результата при наименьших затратах, умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижений науки и техники. Оно позволяет понимать экономику как целостное явление.
Развитие экономического мышления обеспечивается в результате экономического воспитания студентов.
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания студентов, в процессе ее осуществления студенты усваивают сумму понятий, представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем рыночном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.
Механизмы, средства и способы экономического воспитания студентов разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием студентов в результате их познавательной деятельности. В учебном процессе большое значение имеет постановка перед студентами вопросов экономического характера, как на уроках, так на внеклассных мероприятиях. Главным механизмом экономического воспитания студентов является непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Общественно полезный и производительный труд студентов требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования труда, его механизации, учета эффективности, результативности. Вовлечение студентов в экономическую деятельность и анализ характера их труда создает личный опыт понимания экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения. Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые вовлекаются студенты. Они взаимодействуют с родителями и проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, взрослыми участниками производства, относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания студентами этих отношений с позиций нравственности, их экономического значения. Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения – те механизмы, которые формируют экономическое сознание студентов.
Критериями эффективности экономико-воспитательной работы со студентами являются:
- знание ими основных экономических понятий;
- умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда;
- проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию;
- сознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие сферы производства.
Сочетание разнообразных методов в учебной практике, привлечение студентов в процессе познания к анализу и синтезу, сравнению и сопоставлению, дедуктивным заключениям, к поискам путей преодоления противоречий, к обобщениям с учетом конкретно-исторических условий, к восхождению от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, к созданию оригинальных способов решения различных задач - ведет к развитию мыслительной способности студентов, к диалектическому типу мышления, соответствующему диалектике развития реальной действительности. Таким путем воспитывать творческое мышление, без которого невозможно представить мышление экономическое. Творческие упражнения способны обеспечить вовлечение всех сущностных сил студента в деятельность, породить в нем активность, заинтересованность, стремление довести дело до победного конца. Они учат ориентированию и осмысленному действию в нестандартных ситуациях, побуждают к созданию новых, оригинальных произведений, предметов, явлений.