ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

JазаKстан РеспубликасыныS білім ж‰не Cылым министрлігі
Павлодар технологиялыK колледжі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский технологический колледж









Методический доклад

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН






Преподаватель Иманбаева А.М.




















€леуметтiк – экономикалыK п‰ндердiS циклдiк
- ‰дiстемелiк комиссиясында KаралCан
« » _______2015 ж.
Хаттама № _______

Комиссия т™раCасы ________________

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН



Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ технического и профессионального образования является широкое использование в учебном процессе новых методов и технологий обучения с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В педагогике успешно сосуществуют несколько моделей обучения: пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная - взаимодействие. Значимое место приобретает принципиально иная по организации познавательной деятельности студента и технологии интерактивная технология, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
пробуждение у обучающихся интереса к изучаемым дисциплинам;
эффективное усвоение обучающимися учебного материала;
самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование жизненных и профессиональных навыков;
выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.
Для решения воспитательных и учебных задач используются следующие интерактивные формы:
интерактивная экскурсия;
кейс-технологии, круглый стол, мозговой штурм, фокус-группа, деловые и ролевые игры, учебные групповые дискуссии, тренинги, методики «Займи позицию», «Дерево решений», видеоконференции.
Условием эффективного применения интерактивных технологий являлось наличие базовых теоретических знаний обучающихся, навыков участия в дискуссии и работы в малых группах, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения. Участие привлекательного персонажа, наличие интересной неоднозначной и напряжённой ситуации, реальной проблемы, ситуации с возможностью принятия самостоятельного решения, наличие риска - реализуется в учебном процессе на семинарах – дискуссиях. Проблемная ситуация, как правило, не бывает ограничена одной темой или дисциплиной курса. Обычно она взаимосвязана с другими проблемами и вопросами. Обучающиеся должны использовать навыки нахождения межпредметных связей.
С появлением широких возможностей использования компьютерных технологий общение в молодёжной среде сводится чаще к виртуальному через всевозможные чаты, форумы, обмену посланиями по электронной почте, всё больше заменяющее «живое слово». Учитывая современные тенденции, особый акцент как на практических занятиях, так и на лекциях делается на диалогические отношения обучающихся и преподавателя. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимися и преподавателем, между самими обучающимися.
Изменяется роль преподавателя и обучающихся в учебном процессе. Сегодня преподаватель выступает как тьютор (консультант), задача которого сводится не к изложению готовых знаний, а к организации обучения. Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся. Создаются условия для инициативы, взаимодействия, опоре на групповой опыт. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Преподаватель же выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Успешная деятельность преподавателя находится в прямой зависимости от постоянного научного и педагогического совершенствования, умения пользоваться информацией, перерабатывать ее, переделывать для использования в творческой деятельности и др.
Диалог, как основная форма сотрудничества преподавателя и обучающихся в современных условиях, имеет место при изложении и лекционного материала. Визуальная форма подачи лекционного материала средствами ТСО и аудиовидеотехники, дискуссии и проективные мастерские зарекомендовали себя как наиболее информативные.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Так деловая игра позволяет задать в обучении предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и тем самым создать условия для формирования личности специалиста. В игру разработчик закладывает систему учебных заданий в форме описания конкретных экономических, социальных ситуаций. Эти ситуации могут содержать про-тиворечивые, избыточные или попросту неверные данные, взаи-моисключающие альтернативы и т.п. В процессе игры студент должен провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в задачный вид, разработать способы и средства решения, принять само решение и убедить других в его правильности, осуществив соответствующие практические действия. Таким образом, создаются условия не передачи информации от преподавателя к студенту, а порождение знаний в совместной деятельности и диалогическом общении участников игры. Результатами использования интерактивных занятий в работе преподавателя с учебной группой является формирование и развитие у обучающихся коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов внутри группы (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен), аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них), способности прогнозировать и проектировать свое будущее.
В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов. Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов: «игры-ледоколы» (ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе; «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.
Выдвигались примерные правила работы в группе.
Быть активным.
Уважать мнение участников.
Быть доброжелательным.
Быть пунктуальным, ответственным.
Не перебивать.
Быть открытым для взаимодействия.
Быть заинтересованным.
Стремиться найти истину.
Придерживаться регламента.
Креативность.
Уважать правила работы в группе.
Интерактивные формы обучения направлены на раскрытие творческого потенциала студентов, развитие их креативных способностей и культуры речи.
Среди интерактивных форм проведения семинарских занятий можно выделить: семинар в форме дискуссии (свободной, структурированной, учебной и т.п.), мозговой штурм, создание и разбор проблемных ситуаций, решение ситуационных задач и т.п.
Семинар - дискуссия проводится в форме групповой дискуссии по проблемам, связанным с содержанием изучаемой темы или раздела в целом. Семинар в форме дискуссии является своеобразной подготовкой студентов к презентации курсовых работ.
Выделяют несколько форм семинара-дискуссии: проблемно-исследовательский, ориентированный, межпредметный и др. Для любой из форм семинара-дискуссии характерно, что заявленная тема рассматривается в различных аспектах. На такой семинар выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретико-методологические вопросы. При этом учебный материал является лишь средством для выявления собственной научной позиции.
При проведении проблемно-исследовательского семинара-дискуссии ставится задача не только и не столько систематизировать и обобщить теоретические знания студентов по той или иной теме. Семинар направлен на овладение студентами методикой научного исследования и формирование соответствующих навыков. На семинар выносятся наиболее актуальные вопросы теории и практики разработки и реализации стратегических и тактических планов, по которым отсутствует единство мнений.
При проведении ориентированного семинара-дискуссии внимание акцентируется на новых аспектах известных тем или способах решения уже поставленных и изученных проблем.
Проведение межпредметного семинара-дискуссии, с одной стороны, направлено на то, чтобы студенты овладели навыками комплексного подхода к исследованию той или иной проблемы. С другой стороны, даёт возможность дополнительной проверки знаний, полученных студентами при изучении других дисциплин.
Семинар в форме учебно-практической дискуссии проводится по актуальной проблеме экономической науки и практики. На обсуждение в группе выносятся вопросы, которые позволяют, с одной стороны, использовать методы экономической науки в профессиональной деятельности студентов, а с другой – рассмотреть учебный материал с учетом их собственного практического опыта. Внимание обращается на особенности реализации экономических процессов в казахстанской экономике.
Семинар–дискуссия - это не только метод углубления, закрепления знаний студентов, но и специфическая форма контроля, которая позволяет выяснить уровень подготовки отдельных студентов и группы в целом. Поэтому каждый студент должен внимательно следить за ответами своих коллег, стремиться их дополнить, т.е. активно участвовать в обсуждении того или иного вопроса. Целесообразно также рекомендовать студентам написать специальное эссе.
При оценке участия студента в дискуссии целесообразно учитывать следующие моменты, связанные с тем, смог ли студент за отведённое на дискуссию время продемонстрировать:
владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;
знание разных точек зрения, высказанных в экономической литературе по соответствующему вопросу, умение сопоставлять их между собой;
наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.
В ходе собеседования преподаватель должен разъяснить сложные вопросы, возникшие у студентов.
Процесс создания и разбора проблемных ситуаций направлен на формирование у студентов информационной восприимчивости, проблемного, проектного и конструктивного мышления, а также умения правильно ставить вопросы и отвечать на них реальным действием. Ставится задача добиться теоретического освоения студентами современной научной методологии системного мышления на основе глубокого изучения как основной, так и дополнительной литературы, а также развить навыки нестандартного решения эвристических задач в условиях дефицита времени.
Мозговой штурм является наиболее сложной организационной формой интерактивного семинара. В процессе мозгового штурма в полной мере проявляются коммуникативные навыки диалогового общения.
Рекомендуется провести мозговой штурм по вопросу разработки мер государственной социально-экономической политики в рамках реализации долгосрочной экономической стратегии– перехода от энерго-сырьевой к инновационной модели развития страны.
В силу того, что участие в мозговом штурме предполагает изучение дополнительной литературы, на его подготовку следует предусмотреть 2-3 недели.
Как промежуточная форма проведения семинарских занятий может рассматриваться так называемая работа в малых группах. Это первый этап в процессе распространения интерактивных форм обучения. Во время работы в малых группах в полной мере проявляются навыки работы в команде.
Для работы в малых группах характерен момент взаимопроверки. Известно, что индивидуум скорее найдёт ошибку в рассуждениях другого человека, чем признает ошибочность собственной позиции. Поэтому работа в малых группах, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность студентов, способствует формированию у них адекватной самооценки.

Активизации познавательной деятельности на занятиях способствовуют: значимость учебного материала для будущей профессии, использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры); поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель должен быть примером для студента как профессионал, передающий важнейшие культурные приобретения младшему поколению. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в системе технического и профессионального образования.

Список литературы:
Барнс, Л.И. Преподавание и метод конкретных ситуаций/Л.И. Барнс, К.Р. Кристенсен, Э.Д. Хансен - М., 2000.
Борисова, Г.В. Современные технологии обучения/ Г. В. Борисова.- СПб., 2002.
Даринская, Л.А. Идеальная лекция в представлении студентов-медиков Санкт-Петербургского государственного университета/ Л.А. Даринская// Вестник образования и развития науки РАЕН - СПб: Изд. ООО «Элби-СПБ» и ЛОИЭФ – 2004 - №2 – С. 36-41.


·15