Путешествие в мир поэзии Есенина. Тема природы в лирике Есенина. 11 класс. Слово к презентации (ч. 1, 2)

Выступление на региональных педагогических чтениях.
«Путешествие в мир поэзии Тема природы в лирике С.Есенина.
11 класс». 06.11.2015.
Подготовила Цывкина Т. С., учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 8» г. Ржева.
Слайд №1.
Одна из главных задач урока – создание ситуации успеха. Как же её создать? Нестандартным уроком. В наше время идея такого урока никем не оспаривается и мыслится как нечто само собой разумеющееся, потому что каждый учитель должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности и личности ученика.
Конечно, для подготовки нестандартного урока приходится осваивать новые содержательные пласты как в самой литературе, так и на ее стыках со смешанными видами искусства и с другими общеобразовательными предметами.
Слайд № 2
Но после каждого такого урока в духовный мир ребят входит нечто новое, очень существенное, оставляющее след, что и произошло после урока «Путешествие в мир поэзии Тема природы в лирике С.Есенина», который одиннадцатиклассники готовили и проводили на равных со мной. Была поставлена цель.
Слайд № 3.
И ребятам даны предварительные задания, исходя из их интересов и наклонностей. Разделились на семь групп.
Слайд № 4
Оформление к уроку также выполняли учащиеся. Они поработали и художниками, и иллюстраторами, и звукорежиссёрами, и музыкантами, и искусствоведами, и теоретиками
Слайд № 5.
Чтобы повысить интерес к учебной деятельности, нужно разумно использовать образовательные технологии, без применения которых немыслим ни один урок, а тем более нестандартный.
Слайд № 6
Решив попутешествовать по страницам есенинской поэзии о природе, эпиграфом взяли слова А.М. Горького, который, читая и слушая “размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи” поэта, точно почувствовал есенинскую сопричастность всему живому, природному.
Слайд № 7
Создать ситуацию успеха на уроке можно и постановкой вопроса, который рассчитан на восприятие ребятами поэзии, что способствует повышению интереса к учебной деятельности и формирует положительные мотивы учения. Какие? Во-первых, стихи Есенина помогают нам жить в неодназначном современном мире. Во-вторых, беречь и охранять природу, даже выживать.
Слайд № 8.
Почти ни одно стихотворение поэта не обходится без картин природы. Село Константиново, где протекало детство поэта, раскинулось на высоком холмистом берегу Оки. «Вокруг такая ширь, “ такой простор, что не окинешь оком”. Здесь и в Спас-Клепиках начинался Есенин, жадно впитывающий в себя многоцветный и многозвучный мир.
Слайд № 9
Пройдут годы, а поэт по-прежнему будет уводить читателя в пленительный мир рязанских полевых просторов.
С годами у Есенина понятия Россия, родная сторона, отчий дом и природа - сливаются в единое целое.
Слайд № 10.
Услышав немного хриплый, подчас срывающийся, такой взволнованный голос Есенина, понимаешь, что что-то очень существенное в его стихах нам еще не открыто. Захватывающая искренность поэзии Есенина при прослушивании стихотворения “ Я покинул родимый дом” становится особенно ощутимой. Понимаешь: поэт хочет донести до каждого из нас, что жизнь природы и человека едины на фоне круговорота времен года
Слайд № 11
Поэта радует наступление весны, и он заставляет нас вместе с ним вдыхать душистый запах трав и цветов, вслушиваться в пение серебряного ручейка, почувствовать красоту природы, увидеть её краски и услышать звуки.
Во время цветения, когда «дымком отдает росяница на яблонях белых в саду”, особое звучание приобретают есенинские строки:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
А стихотворение “Закружилась листва золотая” отличается необыкновенной силой чувств и “ буйством красок”.
Слайд № 12.
Сам Есенин после посещения Третьяковской галереи говорил:
“ Сродни мне и Левитан. Идешь от одной картины к другой, и вот вспыхивает осень золотом берёз и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине
Смотришь и думаешь: “ Да ведь это моё, родное, близкое мне, с детства вошедшее в сердце”
Но природа у Есенина это не застывший, как на картине, пейзажный фон: она живет, действует, реагирует на судьбы людей, события истории.
Слайд № 13
В общении с природой, со всем, что его окружает, поэт, и это видно из стихотворения «Отговорила роща золотая», переживает то горечь, то радость.
Тут все дышит воспоминаниями о весне, радости, счастье. Но все это и овеяно печалью улетающих журавлей.
Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви ко всему живому, только поэт, верящий, что “ мир – прекрасен”, мог так почувствовать, так выразить себя, свои чувства к родной природе.
Слайд № 14.
От стихотворения «Береза» потечёт во всю ширь река поэзии Есенина. Белоствольная березка превратится в крестьянскую девушку с золотистыми косами в холщовом сарафане, а впоследствии и в символ, воплощающий любовь поэта к милой сердцу России, родительскому дому, близким. Береза – это Россия. Есенин – это тоже Россия.
Слайд № 15.
Понимание природы Есениным связано с народной мифологией. Об этом говорит его теоретический трактат «Ключи Марии». Поэтому у Есенина березка в поэзии – символ стройности, красоты, юности, света и целомудрия.
Слайд № 16.
Красочные эпитеты его стихотворений передают тончайшие поэтические настроения, при помощи них автор одухотворяет природу, преображает своим поэтическим зрением: он видит «полей малиновую ширь», на листьях крапивы «яркий перламутр», «синюю даль плоскогорий».
Самые любимые цветовые тона поэта голубой и синий усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувство нежности и любви
Есенинская лирика природы чарует читателей своими красками. Но это не было натуральным воспроизведением увиденного, это были поэтические находки.
Слайд № 17.
К сожалению, была и боль В век неудержимой урбанизации проблема сохранения природы для будущих поколений встала перед человеком с особой остротой.
О человечество, куда ты,
Куда ты, милое, идёшь?
Земля не вечна благодать,-
это сказано в наши дни поэтом Василием Федоровым. Его стихотворение как сигнал тревоги и возможно непоправимой беды, с которой люди Земли могут столкнуться в XXI веке. Но ещё на заре XX века всё это почувствовал и выразил стихами Есенин.
Могут ли его стихи о красногривом жеребёнке оставить кого - нибудь равнодушным? Нет! Тревожно звучат раздумья поэта о необходимости сохранения в «машинный век» живой красоты русской природы.
Его стихи обращены не только к современникам, но еще больше к нам, в сегодняшний день человечества. Это – стихи века.
Слайд № 18.
Их пророческий пафос ныне особенно очевиден! И поэтому одно из самых видных мест и занимают у него стихотворения о животных «Песнь о собаке», «По лесу леший кричит на сову», «Табун» , «Корова», «Лисица». Они оставляют в памяти читателей глубокий след: столь пронзительно и щемяще выражено в них чувство авторской боли за судьбу «братьев наших меньших», нуждающихся в милосердии и защите.
Слайд № 19.
Особенно волнует «Песнь о собаке». Эти стихи не столько о меньших братьях человека, сколько о нем самом, о черствой бессердечности его души, бездуховной жесткости и нравственном падении.
Если есенинская собака способна на глубокие чувства, её горе безмерно и беспредельно, то оно совершенно недоступно разумению «хмурого хозяина».
Поразительно точен и ёмок образ-метафора: «звонко глядела». Мы как бы видим «глаза собачьи», застывающую в них трагедию, которую можно выплакать только во Вселенную, «в синюю высь», обращаясь ко всему Миру.
Слайд № 20.
Стонет и беззвучно кричит материнская душа в исступленной надежде, но надежды больше нет! Человеческая жестокость нарушила гармонию мира!
Драматична судьба собаки и многих наших собратьев по природе. Нужно помнить, что они не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку. Так в стихотворениях поэта о «зверье» подчеркнуто единство всего живого, всего сущего.
Есенинская боль за поруганное материнство созвучна горьковскому гимну во славу материнской любви.
Слайд № 21.
Объединив в своем художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску и сострадательную тональность своих стихотворений: «Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой».
Слайд № 22.
Для Есенина природа - это вечная красота и гармония мира, потому что она нежно и заботливо врачует людские души, снимая напряжение неминуемых стрессовых земных перегрузок, и благосклонно воздействует на нас, наши сердца и души.
Слайд № 23.
Картины природы в стихах Есенина способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести, нашего гуманистического мировоззрения. Мы помним наказ – завещание поэта о сохранении природы.
Слайд № 24.
Важно, чтобы музыка, авторское и ученическое чтение, живопись были не только иллюстрацией к уроку литературы, но и стали бы спутниками на пути читательского осмысления лирического произведения. Пробуждение личности ребенка, развитие его творческих способностей, системно-деятельностный подход – вот что требуется от учителя прежде всего.
Нестандартные уроки и учат ребят мыслить, творить и работать в непривычной ситуации.
Буду рада, если опыт моей работы поможет Вам, уважаемые коллеги, сделать свою более интересной для ребят и для себя. Разумеется, каждый учитель ищет свой путь, которым он ведет доверенных ему учеников по дороге знаний.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15