Проект на тему Использование интерактивных методов обучения в начальной школе для развития самостоятельности учащихся на уроках

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34
города Новошахтинска









ПРОЕКТ
«Использование интерактивных методов обучения в начальной школе
для развития самостоятельности учащихся на уроках»






Выполнила:
Глущенко Екатерина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 34




г. Новошахтинск
2015
Содержание:
Актуальность и обоснование выбора темы проекта
Основные цель, задачи и ожидаемые результаты проекта
Содержание проекта
Нормативно - правовое обеспечение проекта
Список используемой литературы
Приложение



































Актуальность и обоснование проекта
Во все времена учителей волновал вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.
Целями школьного образования, которые в настоящее время ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения является системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят интерактивные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Технология интерактивного обучения (ТИО) - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. При этом технологий интерактивного обучения существует огромное количество.





























Основные цель, задачи и ожидаемые результаты проекта
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение необходимо рассматривать как многомерное явление, поскольку оно решает одновременно три задачи:
Учебно-познавательную;
Коммуникативно-развивающую;
Социально-ориентированную.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.







Содержание проекта
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Проанализировав педагогическую литературу, мне удалось выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки - «погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.



Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха  позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участников педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Если рассмотреть эти принципы поглубже, то можно отметить, что они полностью отвечают требованиям Концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения.
Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу
Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;
Подбирать для учащихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы учащимся «ключ» к усвоению темы;
Учитывать темп работы каждого учащихся и его способности;
На одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных методов;
Сначала стоит использовать простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон».
Структура уроков
Использование интерактивных методов выдвигает определенные требования к структуре урока. Как правило, предлагается такая структура урока.
1. Мотивация.
Цель этого этапа – сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Можно использовать такие приемы, как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка.
2. Объявление, представление темы урока и ожидание результатов.
Цель этапа – обеспечить понимание учащимися содержание их деятельности, того, чего они достичь в результате урока и что от них ожидает учитель.
3. Сообщение необходимой информации.
Цель этапа – дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, чтение раздаточного материала.
4.Интерактивное упражнение – центральная часть занятия.
Цель занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей урока. Проводится этот элемент в такой последовательности:
Инструктирование – учитель рассказывает про цели упражнения, про правила, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно учащимся;
Объединение в группы или распределение ролей;
Выполнение задания, при котором учитель выступает как организатор, помощник.
Презентация результатов выполнения упражнения.
Подведение итогов, оценивание результатов урока.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, такие уроки я применяю в своей практике для активизации познавательной деятельности.
Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.
Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
-принятия самостоятельных решений;
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-поиск нестандартных, оригинальных решений;
-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-раскрытие индивидуального потенциала.
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи, я использую работу в парах, в группах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Привожу пример занятия, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками.
(Приложение 1 – «Варежки»)
Также я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:
правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;
правило 2 – каждый имеет право на свою версию;
правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;
правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.
Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
Примером может служить работа с геометрическим материалом на уроке математики.
(Приложение 2 – геометрические фигуры)
В дальнейшем я планирую вводить в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.
1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.
Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Итак, группы работают. У меня есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.
Конструктивные проекты я применяю на уроках труда. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Задача данного проекта состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
(Приложение 3 «Распорядок дня»)
Также можно применять игровые формы, методы и приёмы обучения.
Широкое применение найдет систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.
Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
«Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
«Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
«Работа в диадах» (предварительное обсуждение вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
«Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: « Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
Метод недописанного тезиса (письменно или устно: « Самым трудным для меня было ...», « Я однажды наблюдал в жизни своей ...» ).
Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.










Правила управления ситуацией успеха на уроке.
Любой человек стремится к успеху.
С. Френе
По моему мнению, применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся. Поэтому я руководствуюсь основными правилами управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою очередь, позволяет судить об уровне активности всех их участников.
Если после урока у ребенка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.
4. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
Учитель должен быть беспристрастным. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Учитель должен знать и весь класс, и каждого ребенка в отдельности. Он должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова, и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказаться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными по форме, доступными, разноуровневыми, учитывающими способности и особенности детей.
Наряду с цифровой, развернутая словесная оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.
10. Степень увлеченности обучающихся предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.
11. Учитель должен научиться включать обучающихся в коллективную познавательную деятельность.
Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности.
Я считаю, что необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.











Нормативно - правовое обеспечение проекта
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка;
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
Национальный проект «Образование»;
Доклад Правительства РФ «Образовательная политика России на современном этапе».






















Список используемой литературы
1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,
2008 г., №8.
7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.
8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.













Приложение 1
Тема: « Варежки»
Цель: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловое отношения в совместной деятельности.
Время проведения: 15 минут.
Форма проведения: парная.
Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном - улыбка, на другом- недовольное лицо(на обратной стороне указывается фамилия первоклассника). Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.
Организация занятия.
Вы предлагаете детям разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми.
После того как учащиеся закончат работу, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющуюся рожицу, если не понравилось - грустную.
Приложение 2
Учитель ведет дискуссию:
- Дети, вам нравится работать с трудными заданиями
- Рассмотрите данные фигуры. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?
Ученик. Я считаю, что лишняя фигура – круг.
Учитель. Докажи.
Ученик. У него нет углов. А еще нет сторон.
Учитель. По какому признаку объединили остальные фигуры?
Ученики. Все они имеют углы. А еще они имеют стороны.
Я хочу добавить, что все они состоят из ломаных замкнутых линий, но только с разным количеством звеньев.
Я согласна со всеми, но еще у данных фигур есть вершины, это тоже общее.
Учитель. Я согласна с вами. А как можно назвать данные фигуры одним словом?
Ученики. Я думаю, это многосторонники.
А может, это всеугольники или всесторонники?
Нет, это многоугольники. Старшая сестра их так называла.
Учитель. Какое же название вам больше всего понравилось?
Да, ребята, в геометрии их называют многоугольники.
Приложение 3
Проект « Распорядок дня».
Цели проекта ( поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
Педагогические цели: развить такие качества личности ребенка, как аккуратность. Обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.
Дети проявили творчество в оформлении расписания. Это были собственные рисунки по часам иллюстрирующие активность в течение дня. То же самое в другом проекте было проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем – это цифровые фотографии, Многие дети подобрали соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеили их в нужном порядке.
Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата стал распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный на бумаге.