Статья на тему Формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.


Формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.
Обучение детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями – формирование навыков самообслуживания, способствующих развитию социально-бытовой компетенции.
До недавнего времени дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями относились к категории «необучаемых». На современном этапе развития специального образования и обучения данной категории детей в медико-социальных учреждениях возникла необходимость создания определенной системы.
Образовательный процесс в медико-социальном учреждений имеет коррекционно-развивающую направленность и обеспечивает приобретение детьми с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, навыки самообслуживания, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.
Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде»
Образовательный и воспитательный процессы в медико-социальном учреждений коррекционно-развивающего обучения и реабилитации взаимосвязаны, направлены на оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с особенностями в психофизическом развитии.
В содержании образования и воспитания детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями выделяются следующие основные области:
- предметно-практическая деятельность (овладение знаниями о свойствах окружающих предметов и умениями использовать их по функциональному назначению);
- самообслуживание;
- обучение элементарным трудовым навыкам;
-общение и социальное взаимодействие;
- приобретение знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта.
В коррекционно-развивающей работе данные предметные области играют главенствующую роль. Проблема оказания эффективной педагогической помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, а в особенности для детей, у которых наряду с интеллектуальными нарушениями имеется ряд сопутствующих осложнений (опорно-двигательные, зрительные, слуховые, речевые), разработана недостаточно и мало представлена в литературе. В связи с этим сохраняется потребность в более органичном планировании и создании объективных и практико-ориентированных методов обучения и восстановления детей в образовательных учреждениях. На современном этапе развития нашего общества решается задача включения всех детей в организованную образовательную среду.
Научно-методические основы дошкольного образования и воспитания в нашей Республике детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми и (или) множественными нарушениями в данный момент разработаны недостаточно. Программы для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи и другие нацеливают специалистов на выбор определенных приемов, методов обучения, но не представляют полной системы коррекционных мер, способствующих социализации данной категории детей.
В связи с этим возникает необходимость разрабатывать содержание, формы, методы, приемы обучения и воспитания тех категорий детей дошкольного школьного возраста, которые раньше не были охвачены специальным образованием и в настоящее время включены в образовательно-коррекционный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Учитывая тот факт, что «жизненное развитие человека с умственной отсталостью при всех отклонениях от нормы является специфически человеческим», то и стратегия обучения такого ребенка будет базироваться на принципах нормального развития, но с учетом довольно медленного, неравномерного, в силу ограниченных возможностей, протекания развития определенного умения. Результативность в развитии ребенка обеспечивается комплексностью воздействия.
Поэтому с ребенком в условиях МСУ работает группа специалистов – психологи, учителя-дефектологи, логопеды, инструкторы по труду, инструкторы лечебной физкультуры, массажисты, музыкальный работник, культ организаторы, воспитатели, помощники воспитателей. «Постановка педагогических задач нацелена на стабилизацию образа жизни, чтобы человек с интеллектуальной недостаточностью тоже мог найти свой мир, мог дифференцировать и формировать его, чтобы чувствовать себя в нем как дома».
Обучение детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития – новое направление специальной коррекционной педагогики. Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями - формирование
По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребѐнка – это правильное распределение во времени и правильная взаимо последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребѐнка в кормлении, а также в бытовой деятельности.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребѐнок с тяжелым нарушением интеллекта осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это ещѐ медленно и не достаточно аккуратно, а у ребѐнка с тяжелым нарушением интеллекта освоение данного процесса растянуто во времени. Последовательные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты Необходимо использовать все возможности для поощрения ребѐнка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения.
Любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребѐнку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Кроме того необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания.
Например, навык мытье рук можно разбить на 4 шага: включать воду, намыливать руки, споласкивать руки, выключать воду.
Сначала необходимо выполнять за ребѐнка все необходимые действия. Далее предоставлять ребѐнку самому только закончить задание – выключить воду. Необходимо помочь взяться за кран, для того чтобы, как только прозвучит команда: «Закрой», он смог бы выключить воду и завершил бы весь процесс умывания.
Продолжая заниматься, необходимо делать за ребѐнка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберѐтесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребѐнок обязательно придет к финишу. Обучение навыкам самообслуживания может проходить: на специальных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовѐт у ребенка чувство уверенности в своих возможностях:
- Необходимо выработать навык, который надо формировать.
- Сообщить ребенку чего от него хотят («возьми мыло»). Сообщение взрослого должно быть: кратким, чѐтким, последовательным.
- Указания произносить медленно и лишь в тот момент, когда ребѐнок смотрит на взрослого.
- Разделить процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему собирается обучить ребѐнка.
- Процесс показа выполнения. Показ должен быть: чѐтким, неторопливым, последовательным.
Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребѐнка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре.
При формировании гигиенических навыков в воспитательном процессе необходимо применять такие методы и приѐмы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку.
Используя разнообразные приемы в воспитании: игра с куклой, подражание действий учителя, совместные действия учителя и ребѐнка, самостоятельные действия ребѐнка, у детей формируется положительное отношение к выполнению гигиенической процедуры.
Например, игра «Вымой руки, Маша». У детей формируется положительное отношение к мытью рук, знание о необходимости и значении этого действия.
Здесь ребѐнок ведет куклу к умывальнику и моет ей руки. Затем вытирает их полотенцем.
- Зачем Маша мыла руки? (Ответ жестом).
- Когда надо мыть руки? (Ответ жестом: «кушать», «пи-пи»).
После формирования положительного отношения к гигиеническому навыку в процессе дидактической игры можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов.
При этом ребѐнок должен овладеть рядом последовательных действий: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намылить руки до получения пены, положить мыло в мыльницу, растереть мыло круговыми движениям подставить руки под струю воды, смыть мыло с рук, закрыть кран, вытереть руки насухо полотенцем. Чтобы достичь понимания между взрослым и ребѐнком, а также сверстниками, необходимо учить воспитанников навыкам адекватного поведения. Так как большинство детей не говорящие, нужно учить их общаться жестами: здороваться, прощаться, просится в туалет, не забывать благодарить жестом после еды и т.п.
Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого используются такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе». В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры: «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Вымой кукле руки».
Литература
1. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. -- Тула, 1997
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.
4. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М., 1990г
5. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. –М., 1990г
6. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №3,4,5,6. –М., 2010г
7. Тілашар. Логопед. Изд «Према»., № 6-7. –А.,2011г