Внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий в начальной школе.


Развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важнейшей социальной задачей современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Основным стержневым направлением воспитательной деятельности является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание, как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.
Учет потребностей младшего школьного возраста при реализации здоровьесберегающих технологий также немаловажен, так как удовлетворение базовых потребностей, которые доминируют у ребенка в конкретный период созревания, является главным условием гармоничного развития. У ребенка этого возраста преобладают сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании, а также вспомогательные потребности в свободе выбора и специфической информативности. В соответствии с базовыми потребностями возраста, ведущими видами деятельности для младших школьников являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Причем непременное условие состоит в том, чтобы предоставить детям свободу выбора средств удовлетворения своих потребностей в этих видах деятельности.
Двигательная активность является также биологической потребностью организма. В этом возрасте происходит саморегуляция двигательной активности, что обеспечивает постоянную величину энергетических затрат и является необходимым условием нормального роста и развития организма. Уровень двигательной активности сказывается не только на физическом, но и на умственном развитии ребенка.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сензитивным к избирательным воздействиям, что имеет большое значение для дальнейшего развития личности. Исходя из этого, следует, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Одной из мер пропаганды здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом являются дни здоровья и парады спортивных достижений. Где дети демонстрируют свои возможности, показывают свои результаты и равняются на тех, у кого достижения гораздо лучше, чем у других. В сентябре и мае проводится кросс наций. Все классы осуществляют забег и выявляются победители в личном зачете и по классам.
Традиционно проводится в сентябре турслет «Тропа Берендея». Классы перемещаются по станциям. Каждая станция подразумевает задания спортивного и здоровьесберегающего направления. На станции «Медицинская» учащиеся показывают свои знания по оказанию первой помощи. На станции ОБЖ выявляются знания по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности. Станция «Спортивная» предполагает выполнение спортивных упражнений. На станции «Рисовальной» рисуют картины о спорте и здоровье, чем пропагандируют здоровый образ жизни. Активное участие принимают родители, они болеют за свою команду, подбадривают детей, помогают им справится с заданиями.
Несколько раз в течение учебного года проводятся « Веселые старты». Учащиеся соревнуются в ловкости, быстроте, умении выполнять спортивные упражнения. Одним из мероприятий, где ребята показывают чему научились на уроках и во внеурочной деятельности является олимпиада по физической культуре. Где учащиеся не только выполняют различные упражнения, но также демонстрируют теоретические знания по физической культуре. Спортивный праздник «Все на лыжню!» проводится в феврале. Учащиеся выходят на старт в отличном настроении. Классные руководители и родители поддерживают своих ребят, болеют за них. Музыкальное сопровождение поднимает эмоциональный настрой всех участников.
В гимназии работает шахматный клуб. В каникулярное время проводятся турниры.
Итоги всех проводимых состязаний подводятся. Участники награждаются грамотами, которые приносят баллы в общую копилку класса. В конце учебного года проводится конкурс «Самый спортивный класс года», где классу, занявшему первое место вручается переходящий кубок.
Родители вместе с классным руководителем занимаются подготовкой и проведением классных и общешкольных мероприятий, направленных на осознание младшими школьниками самоценности здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; направлена на создание благоприятной здоровой, социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок.