Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе


ГКС(К)ОУ « Мещовская школа - интернат 111 - IV вида»
Выступление на родительском собрании:
Применениездоровьесберегающихтехнологий в начальнойшколеВыступление подготовилаучитель начальных классовЧуднова Е.А.
23 марта 2009 год
В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека.
И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного путичеловека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том,что здоровье детей с каждым годом ухудшается. По данным статистики 80%детей младшего школьного возраста подвержены различным, заболеваниям.Например, 16,8 % детей имеют заболевания лор - органов, 9,1% - органовчувств, гастритом болеют 17% детей, 69 % детей имеют хроническиезаболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз,остеохондроз, резкое снижение зрения. Почему так происходит? Видимо дело втом что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошоучиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, еслиорганизм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.
Таким образом, мы видим, что в последнее время наблюдается резкоеухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерныеигры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательновлияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровоепоколение, об этом говорится и в концепции модернизации российскогообразования. По результатам исследований российских психологов в среднемдети в начальной школе, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят записьменном столом дома не менее 2.5-3 часов. А ведь к этому нужно добавитьи уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязаныдостигать определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов,родителей и самих, детей приводят к росту психической нагрузки, нервнымпотрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детейпропадает всякое желание учиться. Они уходят в себя, бегут от проблем,которые начинают накапливаться по мере развития собственнойбездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У нихвозникают проблемы со здоровьем (болит живот, голова), так же появляютсятрудности в учении.
В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти,запоминание учебного материала, проблемы е усидчивостью на уроках,школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость - это те немногиесимптомы, которые связаны е малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать гак, чтобы они начали жить активной иинтересной жизнью?
Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьезноевнимание должна уделять школа. Например, на уроке физической культурыактивно работают те дети, которые мотивированы на участие. Остальные сидятна скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя(разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе,насморк и так далее). Но даже если дети постоянно посещают урокифизкультуры, то этого недостаточно чтобы вырасти здоровым физически идуховно. Два ~ три урока в неделю занятий физической культуры в школе несмогут сформировать привычку сохранять собственное здоровье. Значит, школаи семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детямполюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемысобственного здоровья.
Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортомдля всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое ипсихическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Имнеобходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело,передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организмупользу.
Дети после физкультминутки становятся более активными, их вниманиеактивизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использованияздоровьесберегающих технологий в школе.
Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотитьколлектив, повышают работоспособность и активность детей на последующихуроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющиеработы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в своисилы.
По формированию здорового образа жизни младших школьников япоставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровомуобразу жизни.
Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:
увеличение двигательной активности учащихся на уроке;предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз вовремя уроков);
воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни,пропаганда правил гигиены;
Исходя из этого, работа по формированию здорового образа жизниреализуется через:
проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на урокахфи зи ч ес ко й ку л ьту р ы;
внеклассную работу;
работу с родителями.
При этом учитель должен быть и активным организатором, и советчиком.Поэтому работу над данной проблемой я начала с изучения научной,медицинской и педагогической литературы.
Анализируя весь материал, я выделила несколько самых важныхкомпонентов здорового образа жизни. Ими являются:
Ежедневная двигательная активность учащихся
Ежеурочная физическая пауза
. Рациональное питание.
Соблюдение правил личной гигиены.
Соблюдение рационального режима суток
Отказ от вредных привычек
Безопасное поведение на улице, в игре
Профилактические упражнения.
Из них главным, на что я обращаю особое внимание, является проведениемероприятий по сохранению здоровья. На которых должны закладываться:навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, рациональногопитания, профилактика заболеваний, негативного отношения к вреднымпривычкам, просветительской деятельности, изучение особенностей своегоорганизма. А также проведение оздоровительных минут во время урока,устранение перегрузок, повышение интереса к предмету.
Оздоровительные минутки включают физические упражнения для осанки,упражнения для глаз, рук и стоп, для снятия усталости, обретения спокойствияи равновесия.
Например, во время урока можно использовать элементы методикиофтальмолога Базарного.
1. Передвижение по классу (для этого по классу развешиваются различныекартинки, слова, предложения и дети под музыку находят нужные, при этомподпрыгивают, если высоко, приседают, если низко и выполняют заданиеучителя). Дети на моих уроках не находятся в сжатом состоянии, онипостоянно двигаются, поэтому уроки для них стали интересными, веселыми, аглавное нескучными
2. Второе, можно использовать “Экологический календарь”. На заднейстене классной комнаты должен быть изображен пейзаж местности. В этотпейзаж можно помещать необходимый учебный материал, пригласить детейпройти к пейзажу и прочитать, например прикрепленные там слоги, слова сизученными буквами.
3.Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение,слушание, говорение .Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позусидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться,как быстро дети справляются с учебной задачей.
Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а можетнаходиться в любой части класса, Ученики в свою очередь вынужденыповорачиваться вслед за учителем, вращать головой (можно рекомендоватьчасть необходимого к уроку оборудования размещать с этой целью в разныхместах класса).
Учитель приглашает всех учащихся пройти к разным местам класснойкомнаты (к своему столу, к доске, к карте, к выставке книг и. т. д.) и организуеттам обучение со всем классом.
Из перечисленных элементов каждый учитель может использовать то, чтоему нравится.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет кснижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологическогоклимата в детских и педагогических коллективах.
Для проведения оздоровительных занятий и расширения знаний и навыковпо здоровому образу жизни я пользуюсь методической литературой подназванием “Новые 135 уроков здоровья, школа докторов природы”. Авторы Н.А. Лемяскина, Л. А. Обухова, О. Е. Жирен ко. А также пользуюсь книгой В. И.Коваль ко “ Школа физкультминуток”, в которой даны физкультминутки наразных уроках, подвижные игры, оздоровительные упражнения.