Урок-практикум. Тема России в лирике А. Блока

МАОУ «Лицей №62» г. Саратова
Конспект урока литературы в 11 классе.
Учитель Ваничкина Марина Анатольевна.

УРОК – ПРАКТИКУМ

Тема России в лирике А. Блока.

Цель: выявить специфику блоковской трактовки темы России;
продолжить обучение анализу лирического произведения;
воспитывать эстетические чувства учащихся.

Форма занятия: индивидуально-групповая.

На доске записан эпиграф:
«Стоит передо мной моя тема. Тема о России Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
А. Блок

На доске: название стихотворений А.Блока о России
«Осенняя воля» 1905г.
«Не мани меня ты, воля» 1905г.
«Русь» 1906г.
«На поле Куликовом» 1908г.
«Россия» 1908г.
«На железной дороге» 0910г.
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» 1910г.
«Новая Америка» 1913г.
«Коршун» 1916г.
«Скифы» 1918г.
«Двенадцать» 1918г.

Ход урока.
Организационный момент. Объявление целей урока, способов работы.
Мотивация учащихся.
Обращаясь к хрестоматийным стихам Блока, выявим специфику блоковской трактовки темы России.
Вступительное слово. Мы помним, что для поэтов «Серебряного века» эта тема необычна, а для поэтов «Золотого века»? Кого из писателей - поэтов 19 века, писавших о России вы помните?

Пушкин: трудно определить какое-то стихотворение, но тема растворена в лирике свободы и в философской лирике.

Лермонтов: «Родина», «Прощай немытая Россия»,
«Тучки небесные, вечные странницы».
! «странная любовь» (дымок спалённой жнивы, на холме чету берёз и т.д.)
Некрасов: главная тема – освобождение народа.
стонешь ты по полям, по острогам, в рудниках на железной цепи
ты проснёшься ль, исполненный сил?
дорога, «Тройка» («что ты жадно глядишь на дорогу, в стороне от весёлых подруг»)
«Школьник» и т.п.
Организация работы в группах.
Учащиеся, вошедшие в группы, получают вспомогательные карточки с вопросами – подсказками.
Не забывая, что перед нами символист, проанализируйте стихотворение Блока. Посмотрите, как Блок развивает заявленную тему в своей лирике?
! Составляйте табличку
«Своеобразие темы России у Блока».

Название

Образы, мотивы
Настроение автора
Идея


1 группа 2 группа 3 группа
«Осенняя воля» «Русь» «Россия»

IV. Работа в группах: 5 минут

V Защита работы группы. Слушаем внимательно! Задаём вопросы, провоцируем на высказывания.

VI. Фронтальная и индивидуальная работа.
Анализ стихотворение №1 из цикла «На поле Куликовом»
- Получает ли развитие тема России?
!!!- изменяется движение – квинтэссенция темы.
Анализ стихотворения «Новая Америка»
-Какая тема? Как изменяется Россия?
Отношение к ней у автора меняется.
VII. Выводы: Какой видим Россию?
- история - давняя;
Россия - жена, подруга, невеста;
характер – непреклонный, стойкий, сила духа;
вечный бой;
её место - в пути (и не начало, и не конец)
отношение автора к России: «Крест свой бережно несу»;
образ автора путь поэта = путь России
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»
образ России – воплощение идеала позднего Блока.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Блока по предложенной теме и приготовиться к его анализу.
















































КАРТОЧКА
Стихотворение А. Блока «Русь».

- Почему Блок называет стихотворение «Русь», а не «Россия?»
- Какую задачу ставит автор, что он хочет изобразить (портрет, пейзаж, лирические переживания)?
Докажите. Какими лирическими образами из стихотворения вы можете подтвердить свою мысль?
- О какой «дремоте» говорит автор?
- В какой строфе автор обращается к этому образу? Изменяется ли его толкование?
- Назовите основные мотивы стихотворения.
- Определите настроение автора.
- Определите идею стихотворения, то есть то, что автор хотел передать в своём стихотворении?
РУСЬ Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю и за дремотой тайна, И в тайне ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюга До крыши утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвее. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины... Так я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Тропу печальную, ночную Я до погоста протоптал, И там, на кладбище ночуя, Подолгу песни распевал. И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот она не запятнала Первоначальной чистоты. Дремлю и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь. Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. 1906.



Название

Образы, мотивы
Настроение автора
Идея
























КАРТОЧКА
Стихотворение А. Блока «Россия».

-В стихотворении «Россия» образ Родины – одновременно и пейзаж, и портрет. Из каких черт сложен этот лирический образ?
- Какую роль в стихотворении играет пейзаж?
- Назовите, какие лирические образы уже встречались вам в стихотворениях Блока о России?
- Почему возникает и что означает здесь образ «чародея»?
- Какой основной мотив этого стихотворения?
- В каких строчках выражена идея стихотворения?

РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 1908.  


Название

Образы, мотивы
Настроение автора
Идея

КАРТОЧКА
Стихотворение А. Блока «Осенняя воля».

- Можем ли мы говорить о том, что Блок в этом стихотворении продолжает традиции русской литературы? Докажите. Чьи имена вы можете назвать?
- Перечислите основные образы в стихотворении, на которые обращает внимание читатель. Чем они могут помочь в определении идеи?
- Есть ли в стихотворении конкретные строчки, в которых автор выражает идею?
- Какие средства художественной выразительности и с какой целью Блок применяет в этих стихотворениях?
Осенняя воля
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю -
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...

Много нас свободных, юных, статных
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя! Июль 1905.

Название
Образы, мотивы
Настроение автора
Идея

КАРТОЧКА
На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908

Расшифруйте ВСЕ образы-символы, встретившиеся в этом стихотворении.
К каким средствам художественной выразительности для этого прибег автор?


Название

Образы, мотивы
Настроение автора
Идея




КАРТОЧКА

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ                       Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих - Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Да что - давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно.

Можем ли мы говорить о том, что Блок в этом стихотворении продолжает традиции русской литературы? Докажите. Чьи имена вы можете назвать?
Расшифруйте ВСЕ образы-символы, встретившиеся в этом стихотворении.
К каким средствам художественной выразительности для этого прибег автор?

Название

Образы, мотивы
Настроение автора
Идея





Заголовок 17ђ Заголовок 315