Сообщение из опыта работы на тему: Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ на основе методики В.Ф.Базарного


Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ на основе методики В.Ф.Базарного в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок» г.Мичуринска, Тамбовской области.
Подготовила
воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 8 «Аистенок»
Микляева Оксана Викторовна
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния. За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема услышана.Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей- здравоохранительная система профессора В.Ф.Базарного «Здоровое физическое и интеллектуальное развитие детей», которая предусматривает:
Построение занятий в режиме динамических поз, когда в течении занятия можно работать сидя за столом и стоя за конторками;
Использование системы тренажеров, повышающих активность различных органов чувств детей, заставляющих их быть все время в действии;
Использование вместо сухих страниц учебника экологических букварей (сенсорных панно).
Построение занятий в режиме смены динамических поз.
В своей работе мы используем конторки-приставки к столам с наклонной поверхностью. 
Высота конторки соответствует росту ребёнка. Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. Измеряется высота от поверхности стола до локтя - этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки,устанавливаемой на стол.
Рабочей поверхности придается оптимальный для зрительного восприятия угол наклона. Среднеоптимальный угол наклона рабочей поверхности конторки – 15-17°.
Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Другую часть занятия дети проводят сидя за столом. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Использование вертикальной позы, а точнее динамической позы в воспитательно - образовательном процессе повышает уровень физического, психического и умственного развития детей, их здоровья.
Построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов.
Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем коромысла,держалки, на которых располагаются различные зрительные ориентиры (картинки). Детям предлагается найти глазами картинку с изображением какой-либо игрушки, фигуру, или отгадку к загадке и т.д.
Офтальмотренажёрв виде цветных овалов на потолке комнаты. Наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.Упражнения с этим тренажёром заключается в слежении глазами траектории в положении стоя.Например, бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера.Детям предлагают “проследить ” глазами за летающей по овалу бабочкой, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз.
Мы не используем книги. Вместо них предлагается так называемый - «экологический букварь», или сенсорного панно. На экологическом букваре изображена природа.В различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои известных детских сказок, буквы и т.д У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а дети ее пересчитывают. Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести загадку или букву. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж.
Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия.Опыт показал, что проведение занятий, режимных моментов в данном режиме очень эффективно , т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем.
Использование режима подвижных объектов и зрительных горизонтов приводит к снижению зрительного утомления, тренировкешейных позвонков, дополнительной активизации всех групп мышц, повышению активности детей.
Положительные результаты использования методики В.Ф.Базарного подтверждают результаты мониторинга динамики зрительной дистанции. В начале и конце учебного года воспитатели совместно с медицинской сестрой определяют рабочую дистанцию для каждого ребенка группы. По результатам мониторинга динамики зрительной рабочей дистанции по методике В.Ф.Базарного за период 2015-2016 учебный год у в группе детей 6-7 лет к концу учебного года выявлена положительная динамика:
на 16% увеличилось количество детей со зрительной дистанцией 5 м ,количество детей с рабочей зрительной дистанцией 4м снизилось на 8%.
Показатели мониторинга и показатели состояния физического развития детей позволяют сделать вывод, что использование оздоровительной методики В.Ф.Базарного , организация комплексной оздоровительной работы в детском саду положительно влияет на состояние здоровья детей, их физическое и психическое развитие, способствует повышению познавательной активности дошкольников, работоспособности, внимательности дошкольников, увеличению плотности двигательной активности, устойчивости интереса к знаниям.