Подбор заданий по русскому языку с использованием исследовательских технологий по их здоровьесберегающей направленности при подготовке к ОГЭ


Подбор заданий по русскому языку с использованием исследовательских технологий по их здоровьесберегающей направленности при подготовке к ОГЭ
На уроках русского языка и литературы имеют влияние подбор текстов, предложений, словарная работа на тему спорта и здоровья, профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни. Например, словарный диктант со следующим набором слов: заняться баскетболом, зажечь олимпийский огонь, укреплять здоровье, любить гимнастику и др. На уроках развития речи учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней».
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Задания для групповой работы к уроку по подготовке к сочинению-рассуждению «Куренье – это яд!»
I.Группа «Историки»
Проведите исследование вопроса «История появления табака в России»
II.Группа «Химики»
Проведите исследование вопроса «Состав табачного дыма»
III.Группа «Биологи»
Проведите исследование вопроса «Последствия курения»
IV.Группа «Лингвисты»
Проведите исследование вопроса «Что значат выражения «пити табак», «современное оружие - это сигарета»?»
V.Группа «Рациональные хозяева»
Проведите исследование вопроса «Что я куплю, если не курю…»
1.Прослушайте песню. Определите проблему, тему текста. Сформулируйте и прокомментируйте тезис к рассуждению «Что такое курение»
2.Составьте СПП с несколькими придаточными объясняющими, почему
«куренье – это яд».
Колумб Америку открыл!Великий был моряк!Но заодно он научилВесь мир курить табак.От трубки мира у костра ,раскуренной с вождем,Привычка вредная пошла в масштабе мировом.Минздрав предупреждает:Куренье - это яд!Минздрав предупреждает, минздрав предупреждает!А Колумб, а Колумб, а Колумб, а Колумб, а КолумбНи в чем не виноват.Колумб, который Христофор,Не ведал, что творил.Не мало утекло с тех пор,Дым сизый наших сил.Нам слаще аромата розТабачный перегар.Мы вводим в дом инфаркт, склероз,Рак легких и катар.
Минздрав предупреждает:Куренье - это яд!Минздрав предупреждает, минздрав предупреждает!А Колумб, а Колумб, а Колумб, а Колумб, а КолумбНи в чем не виноват.Я лично бросил, не курю,Я бодр, полон сил.Родной Минздрав благодарю,Что он предупредил.О, Ресси, извини меня, за грустный каламбур:Куренью с нынешнего дня объявим перекур!Минздрав предупреждает:Куренье - это яд!Минздрав предупреждает, минздрав предупреждает!А Колумб, а Колумб, а Колумб, а Колумб, а КолумбНи в чем не виноват.
(Наум Олев, А.Балагин , муз.В.Быстрякова;
песня «О вреде курения» из мультфильма «Остров сокровищ»)
Приведите примеры слов, называющих виды спорта. Составьте с ними и запишите предложения по следующим схемам и укажите номер схемы СПП с однородным подчинением придаточных предложений.
1.[ O и О ] .
2.[ и О, и О, и О ] .3.[ О : О и О - … ] .4.[ ] , а также [ ] .5.[ ] , ( чтобы……) .6.[ ] ,(потому что….).
7.[ … ,ввод. сл. ,… ] .
8.[ … ,(который…),….].
9. […. ],(что….) и ( ……).Прочитайте текст . Определите проблему и тему текста. Выделите ключевые слова. Составьте план текста. Напишите сжатое изложение

Инфантильность… У нее разные грани. Это и поголовный Гарри Поттер в руках взрослых в метро. Это и вера в «доброго царя», который придет и все рассудит, - когда люди большие, сильные ждут кого-то более сильного и решительного, кто справился бы с их проблемами. Это и просто нежелание самостоятельно принимать решения, оставляя все как есть.
Юнг называл состояние людей в начале XX века «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». С тех пор прошло уже около 70 лет, но ситуация, кажется, только усугубилась. И призыв о том, что из ребенка надо воспитать полноценную личность, не срабатывает, ведь для того, чтобы воспитать личность, надо самому быть этой личностью. А воспитывают обычные родители и педагоги, многие из которых очень часто на протяжении половины или даже целой жизни остаются во многом детьми. Осознавая, что во время их детства были допущены определенные промахи, они хотят исправить их в следующем поколении. Но это желание неизменно упирается в психологический факт: «я не могу исправить в ребенке те ошибки, которые сам все еще совершаю». А это значит, что родители и воспитатели должны сначала повзрослеть сами, перестать быть инфантильными и держаться за свою инфантильность.
Инфантильность... Слово, конечно, красивое, почти «королевское», ведь инфантом называют королевского ребенка. Только последствия у нее опасные, как у болезни, и заражаемся мы ею незаметно. Выявить наличие у себя этой «королевской болезни» сложно. Понять, что черты инфантильности у вас есть, — это уже шаг вперед. А дальше нужно понять, что же с ними делать . Но как же, спросите вы, повзрослеть и при этом остаться молодым душой, не стать таким, как взрослый из «Маленького принца» Экзюпери, — не думать только о цифрах и о том, сколько зарабатывают родители друга, а о том, что он любит и чем увлекается...
(По Юлии Люц )2.Просмотрите выпуск «Ералаш» «Вот это внук!»
( автор Б. Рябкин, режиссёр М. Юзовский). В чём наблюдается сходство с прочитанным текстом?
3.Как Вы понимаете значение слова ИНФАНТИЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ИНФАНТИЛЬНОСТЬ», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Реализация исследовательского обучения более или менее успешно решает многие проблемы и задачи современного образования: развития исследовательской компетентности, творческого потенциала учащихся и их учебной мотивации, преодоления недисциплинированности части учеников, профессионального самоопределения школьников и др. Исследовательское обучение должно быть направлено на решение именно названных проблем, а не на подготовку ученика ко взрослой жизни в науке. Последнее может выступать лишь желаемым следствием при успешном решении первой важнейшей задачи — искренней заинтересованности учеников в собственной исследовательской деятельности.Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него. Какие основные элементы и этапы отдельных форм уроков исследовательского характера?Примерная образовательная программа основной школы нам дает основу в виде форм учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях. Участники познакомились с формами и основными характеристиками каждой формы урочного занятия, примерами уроков: Урок-лаборатория. Урок изобретательства. Урок – творческий отчетУрок «Удивительное рядом»Урок – рассказ об ученых. Урок – защита исследовательских проектовУрок-экспертизаУрок «Патент на открытие»Урок открытых мыслейСеминарПрактические и лабораторные занятия, др.Учебный эксперимент. Домашнее задание исследовательского характера.
Базисом исследовательской компетенции служат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более конкурентоспособной.В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.
Принципы исследовательских технологий как средства реализации ФГОС ООО:
1. Принцип опережающего характера заданий. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, идеями в своих исследованиях, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке, что положительно сказывается на учебной мотивации.
2.Принцип опоры на образовательные интересы учащихся. Важно, чтобы решение о проведении в исследования, выбор темы были за самим учеником, предлагать ему альтернативы, созвучные его желаниям.
3. Принцип самоорганизации . Благодаря самоорганизующейся деятельности личность обучающегося способна саморазвиваться, проявлять автономность, критичность, мотивированность, рефлексию.
4. Принцип сотрудничества учащегося и педагога. Учитель и учащийся становятся "коллегами". Партнёры работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга, создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации.
5.Принцип продуктивности. Действия направлены на формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и способностей.
6. Принцип рефлексии. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.
Очень важно сегодня учителю помнить: нужно идти в ногу со временем, что называется , быть в тренде, чтобы быть интересным детям.
« Relax and enjoy — (дописываем после того, как дети, изучающие английский язык, попытались перевести фразу) путь к деградации» ; просим обучающихся в Интернете посмотреть, кто об этом говорит (Патриарх Кирилл), узнаём содержание обращения к молодёжи, анализируем; раздаём распечатки с откорректированным текстом для выполнения заданий с целью исследования и анализа языковых единиц в рамках изучаемой темы, интересно будет предложить детям самим сформулировать задания для дальнейшей работы с текстом на уроке( по текстоведению, по синтаксису, по морфологии, по словообразованию и т.д) при подготовке к ОГЭ.
Текст
(1) Лозунг Relax and enjoy— путь к деградации.
(2)Глава Русской православной церкви подчеркнул, что умение искренне радоваться жизни очень важно. (3)Российский патриарх призвал молодых людей и всех россиян не следовать западному лозунгу Relax and enjoy.(4) Об этом он заявил на встрече с молодежью, которая прошла 18 ноября в одном из павильонов ВДНХ. —(5) Это понятие стало сегодня международным сленгом: relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие.(6) А по-русски — «не напрягайся, смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? — отдыхай, кайфуй», — сказал патриарх Кирилл.(7)Такое поверхностное отношение к жизни, по словам главы РПЦ, это путь к деградации, причем не только человеческой личности, но и всей цивилизации.(8) При этом, как отметил Кирилл, умение радоваться жизни искренне и благодарить Бога — очень важно.
—(9) Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. (10)Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить, — цитирует предстоятеля ИТАР-ТАСС. —(11) Христианство дает огромную энергию. (12)Оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу.
Задания для работы с текстом
1.Замените словосочетание «человеческий дух» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.Среди предложений 10––12 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
3.Среди предложений 8––12 найдите сложное предложение с союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
4.Из предложений 9––12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного.
5.Из предложений 1––6 выпишите слово, в котором правописание НН в суффиксе определяется правилом: «В наречиях на -о,-е пишется столько н ,сколько в прилагательных, от которых они образованы».
6.Укажите количество грамматических основ в предложении № 12 . Ответ запишите цифрой.
7.Выпишите грамматическую основу из предложения №9
8.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
А по-русски — «не напрягайся,(1) смотри проще на вещи» или «что,(2) тебе больше всех надо? — отдыхай,(3) кайфуй»,(4) — сказал патриарх Кирилл.
Такое поверхностное отношение к жизни,(5) по словам главы РПЦ,(6) это путь к деградации,(7) причем не только человеческой личности,(8) но и всей цивилизации.
9.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
10.Замените слово «зажимает» (предложение №10) стилистически нейтральным синонимом.
11.Сделайте подборку тем по проблеме текста, идентичных № 15.3 КИМ ОГЭ, предложите своё задание одноклассникам.
12.Выберите и выполните одно из 3-х заданий:
1)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Христианство дает огромную энергию. Оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3)
Как Вы понимаете значение словосочетания ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.