Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Методика преподавания русского языка и литературы позволяет использовать на уроках различные здоровьесберегающие технологии:
- соблюдение гигиенических условий в классе;
- учёт возрастных особенностей детей;
- эмоциональные разрядки;
- чередование видов деятельности (чтение вслух/чтение про себя; письмо на доске/письмо в тетради);
- прослушивание аудиозаписей/просмотр видеоотрывков;
- работа в парах/микрогруппаах/макрогруппах и т.д.
Здоровьесберегающие технологии могут применяться на всех этапах урока, начиная с организационного момента и заканчивая рефлексией.
Начало урока и организационный момент – очень важный и нужный этап урока. От того, с каким настроением учитель и ученики начнут урок, зависит достижение целей, решение поставленных задач, и даже результат обучения в перспективе.
Приём «создание коллаборативной среды» (от англ. collaborative – совместный, вместе, сообща) как раз направлен на то, чтобы в классе установилась атмосфера дружественности, сотрудничества, между учителем и учениками складывались паритетные отношения, и все участники процесса обучения чувствовали себя свободно и комфортно. Существует множество игр, способствующих созданию коллаборативной среды.
Одна из них, игра «Знакомство». Перед началом игры учащиеся и учитель становятся в круг. Круг считается одной из самых «магических» фигур (достаточно вспомнить Тайную Вечерю и стол, за которым сидели Иисус Христос со своими двенадцатью ближайшими учениками; круглый стол короля Артура, русский хоровод и т.д.), самой правильной геометрической фигурой, символом цельности, бесконечности, постоянства и единства. Именно единства, совместности мы и хотим добиться этой игрой.
Начинает учитель, он произносит своё имя и отчество, например: Анастасия Николаевна, далее все учащиеся по кругу. В следующем круге называется качество характера, но на ту же букву, что и имя: Анастасия Николаевна, артистичная. Следующий круг – профессия: Анастасия Николаевна, артистичная, адвокат. Далее – страна: Анастасия Николаевна, я артистичная, работаю адвокатом, живу в Австрии и т.д. Эта незатейливая игра позволяет за несколько минут учителю и ученику стать ближе, поднять друг другу настроение, настроиться на позитив. Мне, как учителю, эта игра полезна тем, что я могу узнать об уровне знаний играющих об окружающем мире, уровень лексического запаса, обладании чувством юмора и даже некоторые внутренние качества учащихся. Также эту игру можно «подогнать» под любой предмет или любую тему урока.
На этапе отработки и закрепления навыков, можно применять упражнения с максимальным использованием движений. Например, отрабатывая навыки по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова», упражнение воспринимается на слух, если ребята слышат слово в котором пишется О, то приседают, если любая другая гласная, то хлопают в ладоши. Например:
ГрОза (приседание), дАлеко (хлопок), сАдовый (хлопок), чИстота (хлопок), двОры (приседание) и т.д.
Движение могут быть самыми разнообразными: сели – встали, правая рука – левая рука; также могут применяться сигналы, правильный ответ – зелёная карточка, неправильный ответ – красная).
Одной из популярных форм здоровьесбережения на школьных уроках является физминутка. Физминутки проводятся с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности, поднятия общего тонуса. Для меня, как для учителя русского языка и литературы, физминутки представляют и предметный интерес. Например, учащиеся 5 класса по предмету «Литература» проходят понятия: ритм, рифма, стихотворный размер и т.д. Поэтому, в качестве практического задания на закрепление этих понятий, можно предложить придумать рифмованную физминутку. Вот одна из авторских физминуток моих учеников:
Физминуточка у нас.
Поднимается весь класс.
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, ноги шире.
Начинаем танцевать,
Щёлкать, хлопать, приседать.
Покружились, поплясали –
И пятёрок нахватали.
Важным и нужным является этап рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад). Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимается самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия осуществляется на любом этапе, а не только в конце урока, как это принято считать. В своей практике я часто использую следующие виды рефлексии: для учащихся средних классов – «Дерево успеха», на которое в конце урока ребята прикрепляют стикеры с, так называемыми, плодами своего труда (например, яблочки). Красный цвет яблока – всё понятно, на уроке комфортно; жёлтый – надо подучить, кое-что непонятно; зелёный – ничего непонятно, неинтересно, скучно.
Для старшеклассников актуальна рефлексия «Вопрос учителю» - в конце урока ребята имеют возможность письменно задать вопрос, касающийся предмета и изучаемой темы, а учитель имеет возможность к следующему уроку подготовить ответы.

Сберечь здоровье – одна из задач современного урока, а здоровьесберегающие технологии - одни из главных, которыми должен овладеть современный учитель.