Применение здоровьесберегающих технологий на уроках литературы при подготовке обучающихся к ОГЭ по литературе


Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках литературы при подготовке обучающихся к ОГЭ по литературе
Россихина Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №3»
г. Льгова Курской области,
Содержание
Здоровьесберегающая технология, как средство реализации ФГОС.
Примеры использования технологии на уроках литературы в 9 классе при подготовке к ОГЭ.
Результаты использования здоровьесберегающих технологий на уроках литературы в 9 классе.
Источники.
Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и, воздействующие на здоровье, условия жизни ребенка носит название – здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. Современные реформы образования требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.
Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Литература – серьезный и сложный предмет. На этом уроке учащимся приходится анализировать, рассуждать, поэтому необходимо уделить особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Особенно в период подготовки к ОГЭ.
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
1)стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
2)несоответствие технологий обучения возрастными особенностями; учащегося;
3)несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
игровая,
исследовательская,
проектная,
ИКТ,
блочно-модульная,
личностно ориентированная.
Критерии здоровьесберегающего урока:
обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).

Виды деятельности:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа.
(норма - не менее 3-х).
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.
Динамические паузы рекомендуются для всех детей, как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа).
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
При подготовке к уроку рекомендуется учитывать:
Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
Динамику активности обучающихся на уроке:
1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);
36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока

Факторы урокаУровни гигиенической рациональности урокаРациональныйНедостаточнорациональныйНерациональный1 Плотность урокаНе менее 60 %
И не более 70 % 85-90 % Более 90 %
2 Количество видов учебной деятельности3-7 2-3 1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11-15 мин. Более 15 мин.
4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Смена через 15-20 мин.
5 Количество видов преподаванияНе более 3-х 2 1
6 Чередование видов преподаванияНе позже, чем через 10-15 мин. Через 15-20 мин. Не чередуются7 Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2-3 1 Нет8 Место и длительность ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме9 Чередование позыПоза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем10 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого Одна физкульт-
минутка с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют11 Психологический климатПреобладают положительные эмоцииИмеются случаи отрицательных эмоций. Преобладают отрицательные эмоции12 Момент утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 40 мин. Не ранее 25-27 мин. До 30 мин.
Примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроках литературы при подготовке к ОГЭ.
Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно. Эти возможности даёт и комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, и бессмертный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», и лирика М.Ю.Лермонтова, и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» с его главным героем Евгением Базаровым, и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» с семейством Болконских, и поэзия Сергея Есенина, и судьба Владимира Высоцкого... Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения. В этом отношении стоит более широкое и обобщающее значение придать совету Пушкина: «Учитесь властвовать собою».
Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий при подготовке к ОГЭ по литературе.
Физиологические здоровьесберегающие компоненты:
К ним следует отнести физиологически грамотно построенное занятие. Важная часть работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:
1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость). Для предупреждения преждевременного утомления учеников, желательно проводить почти на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата (старшеклассники сами организуют физкультурную паузу в середине урока). В течение урока рекомендовано использовать разнообразные виды деятельности, применять различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.
Педагогические здоровьесберегающие компоненты:
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. То есть в центр образовательной системы ставится   личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее.  Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно – коммуникативные технологии, например, использование ЦОР или ТСО на уроке. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования.
Урок – викторина в 9 классе предполагает использование ряда тестовых вопросов в определенной части урока.
Викторина. «Чины и звания литературных героев» для 9 класса
1. Укажите звание Скалозуба, героя комедии А.С. Грибоедова.
1) генерал-майор
2) генерал-аншеф
3) полковник
4) поручик
2. Укажите звание Троекурова, героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский».
1) штабс-капитан
2) прапорщик
3) полковник
4) генерал-аншеф
3. Укажите чин Самсона Вырина, героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
1) коллежский советник
2) коллежский регистратор
3) статский советник
4) титулярный советник
4. Укажите чин Башмачкина, героя повести Н.В. Гоголя «Шинель».
1) коллежский советник
2) статский советник
3) коллежский регистратор
4) титулярный советник
5. Укажите звание Андрея Гавриловича Дубровского, героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский.
1) генерал-аншеф
2) поручик гвардии
3) штабс-капитан
4) прапорщик
6. Укажите звание Максима Максимыча, героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1) штабс-капитан
2) прапорщик
3) полковник
4) поручик
7. Укажите чин Хлестакова, героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
1) коллежский регистратор
2) статский советник
3) титулярный советник
4) губернский секретарь
8. Укажите звание Григория Александровича Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1) штабс-капитан
2) прапорщик
3) полковник
4) поручик
9. Укажите чин Павла Ивановича Чичикова, героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
1) титулярный советник
2) статский советник
3) коллежский советник
4) коллежский регистратор
10. Укажите чин Ковалёва, героя повести Н.В. Гоголя «Нос».
1) коллежский асессор
2) титулярный советник
3) коллежский секретарь
4) тайный советник
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.
Психологические здоровьесберегающие компоненты:
Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Хорошим подспорьем в работе служит и стенгазета, представляющая живой диалог ученика и учителя, интересные размышления, курьезы, стихи.
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
В своей практической работе можно применить следующие методы активизации познавательной деятельности:
1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.
2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: «Поэты пушкинской поры», «Возлюбленные А.С.Пушкина», «Виртуальная экскурсия в Михайловское». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта;
- ролевые игры. Тема: «Суд над Андрием. (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей;
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются обучающимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями);
-ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли.
О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.
Элементы ортобиоза. (ЗОЖ)
Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.
С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»
Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.
Результаты применения здоровьесберегающих технологий.
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках литературы в 9 классе видимы определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого учителем и школьным психологом в классе.
1. С каким настроением вы идете на урок?
2. Устаете ли вы к окончанию уроков литературы?
3.Мониторинг уровня комфортности
4. Мониторинг посещаемости урока
5. Образовательный уровень по русскому языку
Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей и образовательных учреждений.
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.
Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Поэтому возникает необходимость в формировании у учащихся культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни, обеспечении необходимыми знаниями, формировании соответствующих навыков. И главная роль в этом принадлежит, конечно, учителю.
И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.
Источники:
Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009
Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации //Под редакцией В. Д. Сонькина, М. М. Безруких. - М.: Триада - фарм, 2004.
Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технология. Волгоград. 2000г.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва, 2002г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998.
Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». - М: АРКТИ, 2003;
Смирнов Н К. «Как обучать школьников без ущерба для их здоровья», М., Чистые пруды, 2005
Интернет ресурсы:
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=4941aabe3689e2798500473207a3eac3&act=Attach&type=post&id=166
http://tco-physics.narod.ru/